Реформа ВС РФ и роль военнослужащих в её успешном проведении. Реформа вооруженных сил россии
В октябре 2008 года министр обороны Анатолий Сердюков объявил о грядущем реформировании российской армии. Изначально руководство военного ведомства весьма поверхностно обрисовало изменения, которые ожидают Вооруженные силы. Но постепенно чиновники начали раскрывать свои планы более детально. Появились и недовольные, которые уже пытаются бороться с реформой самыми неординарными методами. Попробуем представить, какой станет в перспективе российская армия и чем это будет чревато для нее.
Численность и структура
К 2012 году все соединения и части будут переведены в категорию постоянной боевой готовности, а численность армии и флота составит 1 миллион человек. При этом за несколько лет в армии планируется сократить около 250 тысяч офицерских должностей, включая 200 генеральских. Всего же за 3 года в запас и отставку отправятся почти 120 тысяч военных, которых, по заверению Анатолия Сердюкова, обеспечат жильем и выходными пособиями, а также помогут им в трудоустройстве.
Вполне возможно, что уже к концу 2009 года в армии не останется представителей самой известной и воспетой в народе категории военнослужащих - прапорщиков. По мнению руководства Минобороны, современной российской армии они не нужны. Функции прапорщиков теперь предстоит выполнять сержантам и старшинам.
Принципиально изменится и сама структура армии. "Четырехзвенная" система управления (военный округ, армия, дивизия, полк) будет заменена на "трехзвенную" (военный округ, оперативное командование, бригада) - вместо дивизий и полков в российской армии появятся бригады.
Реформированию подвергнут даже самые известные дивизии - Таманскую, Кантемировскую и другие. Эти планы руководство военного ведомства намерено реализовать уже в ближайшее время.
Военное образование
На базе существующих 65 военных учебных заведений планируется создать 10 системообразующих вузов, включая 3 военных учебно-научных центра, 6 академий и один университет. На сегодняшний день систему военного образования в России составляют 15 военных академий, 4 военных университета и 46 военных училищ и институтов. Реформирование повлечет не только изменение подходов к обучению специалистов для армии, но и существенное сокращение офицерских должностей в военных учебных заведениях. Кроме этого, как заявил замминистра обороны РФ генерал Николай Панков, ежегодно учебные заведения Минобороны будут готовить 15 тысяч сержантов-контрактников. Их обучение с 1 февраля начнется в шести учебных заведениях, а с 1 сентября - в 48. Они будут готовиться по специальной программе за два года и 10 месяцев. Курсы сержантов-контрактников откроются на базе школ прапорщиков, которых больше не будут готовить.
Вместе с тем, планы Минобороны уже вызвали недовольство военных педагогов некоторых вузов. В частности, преподаватели и ветераны Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского выступили с открытым письмом на страницах газеты "Советская Россия", предупредив о возможности развала вуза и всей системы военного образования РФ. Планы военного ведомства по подготовке авиационных техников со средним специальным образованием, которые будут служить в войсках в звании сержантов, вызывают особые сомнения преподавателей академии. По их мнению, такой результат прямо противоречит задачам по оснащению ВВС новейшими видами вооружения и военной техники, требующими от обслуживающих специалистов соответствующих знаний и квалификации. То, что проводимые в армии реформы вызывают критику в обществе, признал и генерал Панков. По его словам, для Минобороны стали неожиданностью демонстрации в Иркутске, связанные с передислокацией Военного авиационного технического училища в Воронеж.
Впрочем, как говорится, то ли еще будет.
РВСН
Планирующееся сокращение российской армии практически не коснется офицерского корпуса ракетных войск стратегического назначения, как заявил недавно сам командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов. Ракетчики также не планируют досрочно снимать с боевого дежурства вооружение. При этом международные договоренности между Россией и США, ограничивающие ядерный потенциал обеих сторон, будут соблюдаться.
По словам Соловцова, в соответствии с Договором СНП Россия и США в 2012 году должны иметь по 1700-2200 ядерных зарядов на всех носителях - стратегических бомбардировщиках, атомных подводных лодках, стратегических ракетах. На момент заключения соглашения этот показатель превосходил установленные лимиты в 2-3 раза. Вначале, по выражению командующего, в России "очень рьяно кинулись выполнять эту задачу - за американские деньги принялись пилить, взрывать, резать". Теперь этот процесс удалось приостановить, и в перспективе, с учетом создания новых комплексов, России удастся выйти на установленные Договором СНП количественные параметры.
В области технического оснащения РВСН в целом намечаются неплохие перспективы. Так, с 2009 войска начнут перевооружение на новый ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой РС-24. Головной полк с этой ракетой в составе подвижного командного пункта и одного дивизиона планируется поставить на боевое дежурство в Тейковском ракетном соединении в декабре. Продолжится принятие на вооружение комплексов "Тополь-М". Сроки службы более старых образцов будут продлены.
В военно-воздушных силах России в период с 2009 по 2012 год планируется ликвидировать все авиационные дивизии и полки, сформировав на их основе авиабазы, а также сократить свыше 50 тысяч офицерских должностей. За три года на их основе будут созданы 55 авиабаз, основу которых составят эскадрильи. Планируется, что в 2012 году ВВС будут состоять из оперативно-стратегического командования, командования дальней (стратегической) авиации, на вооружении которой будет находиться ядерное оружие, а также командования военно-транспортной авиации и четырех командований ВВС и ПВО. Кроме этого, корпуса и дивизии противовоздушной обороны будут преобразованы в бригады воздушно-космической обороны, а зенитные ракетные бригады - в зенитные ракетные полки. В ближайшие годы военное ведомство планирует поставить в воинские части около 100 новых вертолетов. По словам военных, это позволит повысить потенциал армейской авиации в 2,5-3 раза. Одной из самых значительных - около 30 единиц - будет партия новых командирских машин армейской авиации Ка-52 "Аллигатор".
Министерство обороны России также закупит у авиастроительной корпорации "МиГ" боевые самолеты, ранее предназначавшиеся для алжирских ВВС. Контракт, согласно которому производитель поставит военному ведомству РФ 28 многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ, уже подписан. В ближайшее время планируется заключить соглашение на поставку еще шести истребителей МиГ-29УБ. Все самолеты будут поставлены ВВС России в течение 2009 года.
В 2009 году стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС и дальние бомбардировщики Ту-22М3 пройдут глубокую модернизацию. Возраст самолетов сегодня составляет около 15 лет, они выработали только меньшую часть своего ресурса. На них планируется установить новые прицельно-навигационные комплексы, которые позволят применять неуправляемые средства поражения с высокой степенью точности. Кроме этого, планируется провести работы по увеличению дальности и продолжительности полета стратегических бомбардировщиков, а также усовершенствовать бортовые комплекты обороны.
Создание истребителя пятого поколения для ВВС военные хотят ускорить - в 2009 году начать испытания, а принять его на вооружение в 2015 году. Самолет будет обладать целым рядом уникальных особенностей: круглосуточность, всепогодность и скрытность применения, малая заметность и длительный сверхзвуковой полет. Он получит новую бортовую навигационную станцию и высокоэффективную автоматизированную систему обороны. Как заявил недавно вице-премьер России Сергей Иванов, Россия "уже близка к созданию прототипа первого самолета опытной партии".
Количество частей военно-морского флота России должно сократиться с 240 до 123. В первую очередь реформы затронут Балтийский флот, где уже в 2009 году должны быть ликвидированы все кадрированные части. Офицерский состав будет сокращен в 2-2,5 раза.
Тем не менее, по данным "НВО", до 2020 года российский флот должен получить 8 стратегических подлодок и 12 обычных, а также 41 надводный корабль. Также не исключено, что базы российского флота появятся в других странах. Так, по некоторым данным, Россия уже ведет переговоры о размещении боевых кораблей на острове Сокотра (Йемен), в Тартусе (Сирия) и в Триполи (Ливия).
Тартуса (Сирия)
В 2009 году ВМФ намерен поставить на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты морского базирования "Булава", а также завершить их испытания и начать серийное производство. Часть испытательных пусков планируется осуществить с борта новейшей атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий", которая также должна быть принята на вооружение в 2009 году.
Впрочем, перспективы "Булавы" все еще вызывают сомнения. Именно 2009 год, судя по всему, будет решающим для новейшей российской ракеты. Минувший для нее закончился печально - последний пуск, состоявшийся 23 декабря 2008 года, был признан неудачным, поскольку при включении третьей ступени произошел сбой, в результате которого "Булава" самоликвидировалась. Из-за этого число испытаний ракеты в 2009 году увеличат до 5 и более. Продолжится строительство субмарин проекта 677 "Лада", которые из-за малой шумности называют "черными дырами". При создании субмарин использовано более 120 инновационных технологий, в результате чего "будет получен абсолютно новый продукт".
Сухопутные войска
Вместо 23 общевойсковых дивизий в сухопутных войсках российской армии останется 12 мотострелковых бригад. Кроме этого, будут созданы 39 общевойсковых бригад, 21 бригада ракетных войск и артиллерии, 7 бригад войск армейской ПВО, 12 бригад связи, 2 бригады радиоэлектронной борьбы.
Сейчас, по некоторым данным, сухопутные войска РФ насчитывают 1890 воинских частей, а после реформы останется 172 части и соединения. Их численность уменьшится до 270 тысяч военнослужащих. Тем не менее, руководство военного ведомство убеждено, что от таких преобразований сухопутчики только выиграют. По мнению начальника Генштаба Николая Макарова, воинские части теперь станут более самодостаточными и смогут автономно и изолированно выполнять любого рода задачи.
К 2015 году пять ракетных соединений сухопутных войск обещают перевооружить комплексами "Искандер-М", два соединения - новыми реактивными системами залпового огня "Ураган-1М", а также поставить в войска новые танки.
Искандер-М
Основной упор военные намерены сделать на поставки современных средств разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, высокоточного оружия, автоматизированных систем управления и беспилотных авиационных комплексов. В прошлом году "сухопутчики" обижались на некоторую недооценку их значения в современной войне. Августовские события в Южной Осетии дали им возможность показать, что списывать со счетов пехоту пока еще рановато.
Тыловые структуры
Центральный аппарат тыла в рамках армейской реформы ожидает сокращение на 70 процентов. Сохранить планируется всего 300 должностей, 40 процентов которых будут занимать гражданские специалисты. Также планируется расформирование ряда тыловых баз и складов, в результате чего будет сокращено 12,5 тысячи человек.
Вместе с тем, именно с этими планами связывают недавнюю отставку начальника тыла Вооруженных сил, заместителя министра обороны РФ генерала Владимира Исакова, который возглавлял тыл Вооруженных сил с 1997 года. Неофициальная информация о том, что Исаков, недовольный грядущими преобразованиями, подал в отставку, появлялась в СМИ еще 29 ноября 2008 года.
Военная медицина
Весьма ощутимой будет реформа для военно-медицинских структур, равно как и для самих врачей в погонах. Их численность, по некоторым данным, сократится примерно на 30 процентов. Многие должности станут гражданскими. В основном сокращение должно коснуться узких специалистов, которые не нужны в полевых условиях. Значительно уменьшится и количество госпиталей - со 195 до 129, а также военных поликлиник - со 124 до 41. Кроме этого, будут ликвидированы 5 санаториев и домов отдыха Минобороны РФ, а также 17 лазаретов.
Планируется, что до 2013 года будут закрыты все военно-медицинские институты. В частности, Саратовский и Самарский должны прекратить свою деятельность к 2010 году, Томский - к 2011 году, а Государственный институт совершенствования врачей Минобороны - к 2013 году.
При этом, как заявил в интервью "АИФ" генерал-лейтенант медицинской службы Владимир Шаппо, сейчас в военных госпиталях и поликлиниках обслуживается около 7 миллионов человек, включая отставных военнослужащих, и лишать их этого права никто не собирается. Однако в гарнизонах, где не будет войск, теперь нет и необходимости содержать госпиталь или поликлинику. Также военные не видят нужды в госпиталях, расположенных неподалеку друг от друга.
Откровенный секрет
Военная реформа, анонсированная сравнительно недавно, уже успела обрасти неожиданными слухами и сплетнями. Самым интересным среди новостей на эту тему стало известие о том, что начальник Генштаба Николай Макаров еще 11 ноября 2008 года подписал директиву "О недопущении разглашения сведений о реформировании Вооруженных сил РФ". Появление этого документа якобы было вызвано нарастающим недовольством среди офицеров. Нарушителям режима секретности угрожали увольнением и уголовным преследованием.
Впрочем, в Минобороны новость о грозной директиве сразу же поспешили опровергнуть. Не исключено, что это действительно была искусно запущенная кем-то "утка". Хотя, вполне вероятно, что опровержение директивы напрямую связано с исполнением ее же требований - для большей секретности.
Трудный финансовый фактор
Российское руководство уже дало понять, что на перевооружение армии денег теперь жалеть не будут - с 2009 по 2011 годы на эти цели выделят около 4 триллионов рублей. Один триллион рублей, который используют для закупки новой военной техники и вооружения, будет выделен Министерству обороны в 2009 году. А проект новой многообещающей госпрограммы вооружений, рассчитанной на 2011-2020 годы, должен быть представлен в правительство не позднее февраля 2010 года. Пока же, если верить военным, дела с перевооружением некоторых армейских структур обстоят не совсем гладко. В частности, как заявил 21 января 2009 года в интервью главному изданию Минобороны "Красная звезда" командующий инженерными войсками генерал-лейтенант Юрий Балховитин, образцы современной и перспективной инженерной техники поступают в подчиненные ему воинские части в единичных экземплярах, а укомплектованность ими не превышает 20 процентов.
Генерал также сообщил, что согласно государственной программе вооружения на 2007-2015 годы на закупку средств инженерного вооружения было запланировано значительно меньше средств по сравнению с заявленной потребностью. В 2008 году оборонный заказ на 2009-2011 годы был увеличен. Однако рост цен не позволит войскам закупить даже те средства инженерного вооружения, которые планировалось. Расходы на оргштатные мероприятия военные чиновники, судя по всему, также рассчитали не совсем правильно, а озвученные некогда сроки реализации планов по приданию армии нового облика могут быть отложены.
Как сообщил недавно "Интерфакс" со ссылкой на источник в столице, к 1 февраля военные планировали завершить преобразования в главных и центральных управлениях Генштаба и изменить структуру тыла Вооруженных сил. Однако теперь они вынуждены признать, что провести столь масштабные мероприятия в эти сроки вряд ли удастся, равно как и перевести большинство войск на бригадную структуру к 1 июня 2009 года. Сокращение штатов Вооруженных сил также может быть отложено, поскольку, по словам собеседника информагентства, на проведение этих мероприятий "требуются колоссальные средства, и с учетом планов по корректировке федерального бюджета 2009 года, по всей видимости, сроки их проведения также будут скорректированы".
Реформа может основательно упереться и в пресловутый "квартирный вопрос". Ведь по российскому законодательству уволенных военнослужащих должны обеспечить жильем, нехватку которого Минобороны ощущает уже многие годы. Нуждающихся в жилплощади в армии сейчас более 130 тысяч человек. Из года в год цифра практически не меняется, поскольку освободившиеся места занимает очередное пополнение.
Начальник Генштаба ВС РФ генерал Николай Макаров уже объявил, что военнослужащим, которые будут досрочно уволены из армии, предложат переселиться в Сибирь, на Дальний Восток, в Татарстан и Башкирию. Впрочем, можно себе представить, какую реакцию среди офицерства вызовет попытка практической реализации этих планов. Однако, несмотря на все трудности, можно не сомневаться - отказываться от реформирования армии руководство страны не намерено. Но теперь становится очевидно и другое - на озвученные ранее сроки реализации этих планов обращать особого внимания не стоит. То ли идеологи армейской реформы немного не рассчитали ее масштабности, то ли необходимость корректив бюджетных расходов в связи с финансовым кризисом вынудила Минобороны немного сбавить темпы.
" новые мишкоходы "
Когда же именно военное ведомство сдержит свое обещание и создаст более компактную, современную и отвечающую современным требованиям армию, остается только догадываться. Да и станет ли в результате реформ служба в ней более престижной, пока тоже не совсем ясно. Ведь это зависит не только от вооружения и структуры, но и от материального обеспечения военнослужащих. А про перспективы ощутимого улучшения последнего военное ведомство пока почему-то упорно молчит.
С каждым годом модернизация Вооруженных Сил России набирает обороты. Утверждаются новые образцы вооружения, улучшается инфраструктура армии, существенно растет профессиональное мастерство военнослужащих. Так что на сегодняшний день вопрос реформы перевооружения ВС РФ 2018 все еще остается открытым.
В определенных кругах возникают сомнения в том, что военная реформационная программа 2008-2020 годов будет выполнена в свой срок. В виду экономического кризиса и быстро меняющихся условий в стране, очень сложно спрогнозировать исход реформы.
Проблема необходимости подобной реформы была озвучена незадолго до 2008 года и подавалась лишь как одно из возможных направлений будущей реформации. Комплекс мероприятий, разделенных на несколько этапов, призван изменить и усовершенствовать структуру, численность и состав стратегически важной для страны военной организации – Вооруженные Силы Российской Федерации.
Этапы перевооружения:
- I этап – прошел в период с 2008 года по 2011 год включительно.
- II этап – начался в 2012 году и завершился в 2015 году.
- III этап – запланирован на период с 2016 года по 2020 год включительно.
Организационно-штатные маневры
На первом этапе проводились организационные и штатные мероприятия, направленные на совершенствование управления, оптимизацию численности и проведение реформы военного образования.
Одним из главных направлений первого этапа реформации был переход от системы, состоящей из четырех звеньев (то есть «военный округ – армия – дивизия – полк») к системе, включающей в себя лишь три звена: «военный округ – оперативное командование – бригада».
Прошло сокращение число военных округов, в каждом из которых было учреждено свое командование резерва. В ходе проведения реформы перевооружения было сокращено и количество воинских частей.
Степень сокращения:
- Сухопутные войска – на 90%;
- Военно-морской флот – на 49%;
- Военно-воздушные силы – на 48%;
- Ракетные войска стратегического назначения – на 33%;
- Воздушно-десантные войска – на 17%;
- Космические войска – на 15%.
Значительной частью перевооружения стало уменьшение количества военнослужащих. Больше всего под реформацию «попали» офицеры: с примерно 300 тысяч человек численность офицерского состава сократилась почти в два раза.
Нужно сказать, что оптимизация численности была определена как неудачная. Действия военного ведомства привели к сложным проблемам: профессиональная часть младшего состава командования армии была полностью уничтожена. Специалисты, к слову, признали программу создания замены прапорщиков сержантами провальной.
Ожидается, что прапорщики вернутся в части причем в необходимом составе. Уже к началу 2018 года в планах военного ведомства увеличить численность российской армии. Итак, общее число офицеров составит 220 тысяч человек, прапорщиков и мичманов – примерно 50 тысяч человек, военных-контрактников – 425 тысяч человек, срочников – 300 тысяч человек. Значительное количество военнослужащих-срочников свидетельствует о .
Реформа военного образования подразумевает сокращение некоторых военных институтов и университетов, а вместо них под предводительством Министерства обороны были сформированы научные центры.
Оптимизация социального обеспечения военнослужащих
Второй этап реформации, включающий в себя решение вопросов социального характера, был направлен на такие мероприятия: обеспечение жильем, увеличение материального довольствия, повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
На данный момент количество военнослужащих, не обеспеченных жильем, существенно снизилось, по сравнению с 2009 годом. К сожалению, не все шло гладко. В первые годы второго этапа данный вопрос успешно решался, однако с 2012 года численность не обеспеченных своей квартирой неумолимо росла.
Ликвидация очереди на жилье, согласно плану Министерства обороны, должна была осуществиться к 2013 году. Однако данный процесс не был претворен в жизнь по ряду серьезных причин. В таких условиях ведомство приняло единственно верное решение вместо жилья выдавать очередникам единовременную денежную выплату.
Повышение материального довольствия военнослужащих пришлось на 2012 год. Оклады были увеличены практически в 3 раза, также возросли военные пенсии. Все действующие до реформации надбавки и дополнительные выплаты были отменены, а вместо них ввели абсолютно новые дополнительные выплаты.
Все военнослужащие контрактной службы, согласно реформе профессионально переподготовки, обязаны были пройти специальные «курсы выживания», направленные на повышение квалификации. Переподготовка офицеров проводится при назначении военнослужащего на должность.
Реформа перевооружения в настоящее время
В настоящее время проходит уже третий этап реформы перевооружения ВС России. По состоянию на 2016 год общая доля новых вооружений в Военных силах РФ составила 47%, в то время как, согласно плану, этот показатель должен был находиться лишь на уровне 30%. Для армии это означает получение дополнительного количества современных , танков, стрелкового оружия и других видов вооружения.
Конечной целью реформы является доведение количества современного оружия до 70% до 2020 года. Таким образом, модернизация армии Российской Федерации должна быть завершена в свои сроки и в полном объеме.
Помимо технического усовершенствования, реформа перевооружения способствовала повышению уровня боевой подготовки военнослужащих, проведению крупномасштабных учений, формированию новых военных учреждений и частей, оптимизации структуры Военных сил и т.д.
Наилучшей оценкой текущему состоянию дел может стать мнение наших заклятых «друзей» с Запада, которые подчеркивают все возрастающую военную мощь нашей страны.
Обозреватель - Observer 2003 № 6 (1 6 1 )
ВОЕННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ
Олег Лисов,
начальник сектора ВИМИ
Первые попытки серьезного и планомерного реформирования Вооруженных Сил нашего государства в последние десятилетия были предприняты в 70-е годы, когда по указанию Министра Обороны СССР Д.Устинова на новые организационно-кадровые штаты и новую технику была переведена целая армия (28-я, дислоцированная в Белоруссии). После сколачивания и полного оснащения новой техникой она приняла участие в маневрах "Запад-81", показав по тем временам прекрасные результаты. К сожалению, этот опыт не был использован, а последовавшие затем период застоя и так называемая "перестройка" не позволили руководству страны дальше заниматься реформированием армии.
В последние 10 лет во всех слоях российского общества и в первую очередь российских политиков не стихают дебаты о необходимости сокращения армии и реформе Вооруженных Сил России. Руководством страны неуверенно (или от незнания, или от боязни?) предпринимаются попытки что-то делать в этом направлении, но значительных и, главное положительных результатов от этих попыток нет до сих пор. В это же время Вооруженные Силы окончательно теряют свою боеготовность и боеспособность, лучшие, молодые и перспективные офицеры уходят из армии, техника стареет, резко растет число аварий, а престиж Вооруженных Сил упал до самого низкого уровня. Служба в армии стала не почетной обязанностью и долгом (как это записано в Конституции РФ и как это должно быть), а чуть ли не позором.
Проводившаяся в России, с середины 1997 г., военная реформа была призвана приспособить Вооруженные Силы РФ к новым военным потребностям государства и к его изменившимся экономическим возможностям. Однако, финансово-экономический обвал августа 1998 г. прервал программу цивилизованной военной реформы и на много лет затянул ее проведение.
Нормативно-правовая база реформы
До 1998 г. руководящим документом по определению стратегии реформирования ВС был одобренный Президентом "Замысел реформы и строительства ВС РФ", который затем был заменен "Основами (концепцией) государственной политики по военному строительству России на период до 2005 года", утвержденный Указом Президента РФ в июле 1998 г. В соответствии с этим документом, к сожалению, каждое силовое ведомство разрабатывало свои внутренние планы реформирования сил, которые затем должны были согласовываться с Генеральным Штабом ВС и объединяться в общий документ, чтобы по единому плану обеспечить планомерный процесс реформирования, строительства и укрепления военной безопасности России. В соответствии с этим планом некоторые организационно-штатные мероприятия удалось осуществить, но с течением времени оказывалось, что принимаемые меры не достигают поставленных задач, а многие преобразования не улучшали, а наоборот, ухудшали систему организации безопасности страны и требовали отмены или замены новыми (табл. 1).
Основные мероприятия военной реформы РФ, осуществляемые до 2005 г.
Этапы и основные мероприятия по реформированию Вооруженных Сил РФ |
Решаемые цели, задачи и возможные последствия |
1 этап - до 2000 г. |
|
(Значительные сокращения личного состава войск, сокращение (укрупнение) военных округов, изменение структуры войск и организации военного командования). |
|
Сокращение численности личного состава Сухопутных войск РФ с 420 тыс. чел. до 348 тыс. чел. |
Повышение эффективности управления войсками |
Реформирование Главного командования Сухопутных войск. |
Значительное сокращение численности. |
Включение военно-космических сил (ВKC) и войск ракетно-космической обороны (РKО) в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). |
Сокращение численности управленческого аппарата. |
Образование из ВKC и РKО нового самостоятельного рода войск - космического и передача его в состав ВВС РФ. |
Сокращение расходов на содержание руководящего состава. |
РВСН - переформирование из вида войск в род войск. |
Сокращение расходов на проведение НИОKР и научных разработок. |
Завершение формирования структуры ВС РФ, состоящей из четырех видов - Сухопутных войск, ВМФ, ВВС и стратегических сил. |
Ликвидация параллелизма в работе военных штабов и руководящего состава. |
Слияние ВВС и ПВО страны в один вид ВС РФ - ВВС. |
|
Установление единой системы военно-админи-стративного деления территории РФ на стратегические направления: Северо-Западного - в границах Ленинградского военного округа; Западного - в границах Московского военного округа; Юго-Западного - в границах Северо-Kавказского военного округа; Сибирского военного округа и Дальнево-сточного - в границах Дальневосточного военного округа (5 военных округов). |
|
2 этап - до 2002 г. |
|
(Сокращение численности, увеличение финансирования, повышение боеготовности, перевод некоторых частей на службу по контракту). |
|
Воссоздание Главного командования сухопутных войск (2001 г.). |
Повышение боеготовности и боеспособности частей и соединений. |
Повышение боеготовности, модернизация и разработка новых типов и видов вооружения. |
Реформирование и усиление оборонно-промышленного комплекса РФ. |
Создание частей и соединений "постоянной готов-ности": |
Сохранение офицерского кор-пуса. |
сформированы три дивизии и четыре бригады "постоянной готовности" в Ленинградском, Московском, Северо-Kавказском и Сибирском военных округах, которые укомплектованы л/с не менее чем на 80%, вооружены на 100%, обучены и к ним постоянно предъявляются повышенные требования). |
Поднятие социального и морального статуса военно-служащего. |
Шаги по увеличению в Вооруженных Силах чис-ленности контрактников. |
|
Повышение социального статуса и прав военно-служащих. |
|
Экспериментальный перевод дивизии ВДВ на контрактную основу, с последующим изучением опыта и его внедрением в другие войска. |
|
Разработка и принятие Закона "Об альтернативной гражданской службы в РФ (АГС)". |
|
3 этап - до 2005 г. |
|
(Увеличение частей и соединений "постоянной готовности", увеличение закупок военной техники. Перевод Вооруженных Сил РФ и всей системы защиты государства на принцип "эффективной достаточности"). |
|
Kонцентрация усилий и средств на постепенное уве-личение числа соединений и частей "постоянной готов-ности" (такие части и соединения должны быть созданы во всех видах ВС. В Сухопутных войсках планировалось иметь до 10 полнокровных дивизий). |
Повышение эффективности войск и боевой техники. |
Совершенствование структуры управления и руковод-ства войсками. |
Усиление роли и места оборонно-промышленного комплекса в системе обороноспособности страны. |
Перевод собственно Вооруженных Сил на трехвидовую структуру организации (суша, воздух-космос, море). |
|
Модернизация и совершенствование оружия и боевой техники. |
Увеличение боевой мощи ВС, усиление процесса пере-вооружения армии, внедрение новых видов и образцов ору-жия и боевой техники. |
Увеличение закупок вооружения и боевой техники, усиленное и эффективное их внедрение войска. |
Реализация конституционного права гражданина на альтерна-тивную службу. |
Подготовка нормативно-правового, организационно-штатного и социально-экономического обоснования введения в РФ альтернативной гражданской службы (АГС), наряду с обязательной военной службой (закон АГС вводится в действие в РФ только с 2004 г.). |
Выполнение взятых на себя международных обязательств. |
Создание единого тыла ВС для армии, флота, авиа-ции, войск МЧС России, пограничных, внутренних и же-лезнодорожных войск. |
Сокращение числа призыв-ников. |
Выход на 100% обеспечение Вооруженных Сил всеми ресурсами (боевыми, финансовыми и др.). |
Научно-техническая разра-ботка новых образцов техни-ки и освоение этой техники. |
Кроме того, с течением времени выяснилось, что реформы в силовых ведомствах велись и ведутся определенными группировками не заинтересованных в них некоторых должностных лиц, и их действия часто основаны не на научно-разработанных и хорошо выверенных расчетах, а на своих сугубо личных ощущениях, накопленном опыте и знаниях. Результаты такой работы - ежегодное сокращение численности, слияние и разделение видов и родов вооруженных сил, укрупнение округов, реорганизация управленческого аппарата, реформирование боевых соединений, ликвидация научных школ и всей системы подготовки научных кадров, сокращение военных училищ и академий. Но где ожидаемый результат - положительный эффект? Такое осуществление организационно-штатных мероприятий не решает главной задачи - укрепление военной безопасности государства, а наоборот, ослабляет ее и усугубляет положение Вооруженных сил России. Результаты каждого реформирования крайне болезненно отражаются не только на личном составе, его морально-психологическом состоянии и материальном положении, но на наиболее важном - боеспособности и боеготовности сил и средств по защите государства. Анализ мер, осуществляемых в рамках реформирования российской военной машины, показывает, что результативность (эффективность) многих проведенных до последнего времени мероприятий, откровенно говоря, не соответствует первоначальным расчетам - не появляется лишних финансовых средств, не сокращается численность, не уменьшаются расходы. В результате, не повышается боеготовность, а некоторые мероприятия остаются экспериментами и принятые ранее решения отменяются или заменяются другими (например, ликвидация и воссоздание Главкомата Сухопутных войск). От такого рода мероприятий вначале резко снижается эффективность функционирования всего военного организма, затем идет потеря лучшей, опытной части кадрового состава войск и, наконец, частичная или полная потеря боеготовности частей и соединений. Так, если к началу 90-х годов в сухопутных войсках имелось 80 боеготовых соединений, то в 2002 г. - жалкое существование влачат 20 соединений сухопутных войск и 15 - в других видах ВС, из этого числа только одна 42-я дивизия в Чечне отвечает этим повышенным требованиям.
Интересен также состав призываемого на военную службу контингента призывников - 89% из юношей призывного возраста или уклоняются от службы, либо освобождаются от нее различными путями - заболевают, рожают более 2-х детей, ударяются в бега, уезжают за границу и т.п.
Из 11% призываемых, в основном из глухих районов и отдаленных местностей, 7% имеют начальное образование, 30% - среднее, а 40% нигде, никогда не учились и практически не работали и только около 20% отвечают предъявляемым требованиям.
Анализ первого этапа проведения военной реформы в России позволил "внимательным" исследователям из Лондонского института стратегических исследований в своем докладе "Военный баланс 1999-2000 гг." сделать весьма пессимистические и довольно дилетантские выводы. Смысл их заключается в следующем: "общее состояние боеготовности всех Вооруженных Сил РФ, за исключением ядерных, остается низким из-за нехватки средств для подготовки, содержания и закупок вооружения. Однако, несмотря на трудности в 1999 г. ВС РФ продемонстрировали более высокую, чем казалось бы, способность к развертыванию больших комбинированных сил". За какой счет и какими усилиями?
Основные направления осуществления реформы
Как показывает опыт и практика, главным в решении сложнейшей и громаднейшей проблемы нашего государства - реформировании ее Вооруженных Сил - должен быть системный подход. Сюда, в первую очередь, входит:
Правильная постановка политических задач, стоящих перед государством и Вооруженными Силами;
Научное определение будущего облика Вооруженных Сил (какими должны быть ВС);
Оптимальное реформирование тех частей и соединений, которые существуют на момент реформирования;
Постепенное строительство и создание новых частей и соединений для успешной обороны страны и возможного ведения войны на ближайшие 10, 20, 30 и более лет.
Реформы в Вооруженных Силах, как правило, осуществляются по четырем главным направлениям - изменение системы управления ВС, изменение системы комплектования, изменение системы обучения и воспитания, изменение системы оснащения войск вооружением, боевой техникой, различными видами довольствия и содержания. Этого до последнего времени в наших ВС не осуществлено. Военная наука утверждает, что имеется три состояния уровня боеготовности любой воинской части или соединения - боеспособная, ограниченно боеспособная и небоеспособная. Начальник Генерального штаба ВС ввел четвертую категорию - закритический уровень боеготовности всех Вооруженных Сил РФ - таково современное состояние наших ВС.
Общеизвестно, что все указанные выше задачи должны определяться и формулироваться в главных государственных документах - "Военной доктрине Российской Федерации" - политическом документе, определяющим основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства и защищенности страны от внешних и внутренних угроз; "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" - политическом документе, определяющим военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ряде других основополагающих нормативно-правовых планирующих, исполнительных актах. К сожалению, эти правовые документы начали появляться лишь в 2000 г. Можно считать, что с этого момента на основе целого пакета таких нормативно-правовых актов в нашей стране и начала продолжаться планомерная работа по осуществлению реформирования ее Вооруженных Сил.
Экономические аспекты проведения военной реформы
С распадом Советского Союза, образованием Российской Федерации и вступлением ее в перестроечную эпоху военные расходы государства стали резко сокращаться, и если в 1992 г. они составляли 5,56% от ВВП, то в 2002 г. - примерно - 2,5% от внутреннего валового продукта, а в 2003 г. - 2,65%. Причем уменьшение расходов происходило синхронно и сопровождалось огульным сокращением численности Вооруженных Сил России, разбазариванием и уничтожением вооружения и военной техники (табл. 2). Практически же, реальные расходы на национальную оборону с учетом инфляции, войны в Чечне и ряда других экономических и экологических последствий и других негативных моментов нашей истории, по подсчетам специалистов, в последние годы сократились на 70-75%.
Признавая важность и необходимость четкого и обязательного проведения военных реформ в силовых структурах РФ, Правительство РФ наконец-то обозначило выделяемые ассигнования на ее проведение отдельной строкой в бюджете. Причем, если в 2001 г. на эти цели выделялось всего 4,5 млрд. руб., то в 2002 г. уже 16,544 млрд. руб., т.е., практически, сумма увеличена почти в 4 раза, а в 2003 г. - 15,8 млрд. руб. В следующем году эта сумма должна быть более существенна, и причем руководством страны оговаривается, что для этих целей возможно увеличение ассигнований.
Ассигнования на национальную оборону РФ в 1992-2003 гг.
Показатели |
||||||
ВВП, млрд. руб. |
||||||
Фактические расходы на националь-ную оборону, млрд. руб. |
||||||
Фактические ассигнования, % к ВВП |
Главным элементом реформирования ВС, к сожалению, в соответствии с принятыми решениями было и остается радикальное сокращение численности войск. Из общего числа личного состава силовых структур 2 млн. 360 тыс. чел. военных и 960 тыс. чел. гражданского персонала должно быть уволено около 600 тыс. чел. Из собственно Вооруженных Сил РФ, численность которых составляет 1 млн. 200 тыс. чел. (табл. 3), должно быть уволено 365 тыс. чел., а из других силовых структур около 140 тыс. чел.. Практически, в течение 2001 г. штатная численность ВС РФ была сокращена на 91 тыс. чел. и 14,5 тыс. чел. гражданского персонала. На 1 января 2002 г. численность Вооруженных Сил РФ составляла 1,274 млн. военнослужащих. В последующем, некоторыми политиками предлагается довести численность ВС России до 600-800 тыс. чел., однако, научно обоснованно, что для надежной организации военной безопасности государства численность Вооруженных Сил любой страны должна составлять 1% от численности населения. По подсчетам Генерального Штаба ВС РФ, Россия должна иметь Вооруженные Силы численностью в 1 млн. 200 тыс. чел., что позволит надежно обеспечивать охрану границ и военную безопасность государства и вполне укладываться в рамки ее финансовых возможностей.
Согласно принятой "Концепции национальной безопасности РФ" уровень расходов на национальную безопасность (сюда входит и оборона) должен примерно составлять 5,1% от ВВП, а по мнению нашего Президента, эта цифра должна не превышать 3,5% от внутреннего валового продукта. Главная задача для Вооруженных Сил на данном этапе - создание во всех видах и родах войск частей и соединений "постоянной готовности". Такая задача поставлена Президентом РФ при встрече с высшим военным командованием в июле 2002 г. В ближайшем будущем Сухопутные войска будут иметь 10 полнокровных дивизий "постоянной готовности", а в других видах ВС число таких соединений планируется довести
Показатели |
Численность |
|
Состав ВС РФ |
||
Общая численность |
||
Офицеры и прапорщики (мичманы) |
||
Солдаты и сержанты, (матросы и старшины); (служба по призыву) |
||
Прапорщики (мичманы), сержанты и солдаты (старши-ны и матросы); (служба по контракту) |
Другим, не менее важным направлением реформы является создание боеспособных частей и соединений с привлечением в них большего числа контрактников. По мнению многих экспертов, при современном уровне развития техники это можно осуществить лишь путем перевода Вооруженных Сил на контрактную основу. Такие опыты уже проводятся. В Псковской дивизии ВДВ осуществляется такой эксперимент. По скромным подсчетам, перевод лишь одной дивизии на контрактную основу оценивается в 3-3,5 млрд. руб., а всех Вооруженных Сил в 150-200 млрд. руб. Это только перевод.
Сколько будет стоить содержание таких войск пока никто не подсчитывал. Однозначно, как показывает мировой опыт, решить все проблемы армии с помощью контрактников невозможно. По опыту большинства европейских стран комплектование Вооруженных Сил в этих странах двоякое - по контракту и по призыву. Иностранные специалисты однозначно считают эту модель комплектования армии наилучшей и давно уже отказались от полностью наемных Вооруженных Сил. И это правильное решение.
Третьим важным направлением реформирования Вооруженных Сил является разработка и принятие совершенно нового для нашей страны нормативно-правового акта, позволяющего призывающимся на военную службу молодым людям проходить не военную, а также гражданскую - альтернативную службу. Принятие такого документа повлечет за собой создание целой государственной системы организации такой службы и, вероятно, потребует больших расходов. 24 июля 2002 г. Президент РФ подписал новый Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе в РФ (АГС)", который вступит в силу в нашей стране уже в январе 2004 г.
Появление такого необычного для нашей страны документа диктуется предоставлением гражданам России права на альтернативную службу, что записано в статье 59 Конституции РФ, федеральных законах "О воинской обязанности и военной службе" и "Об обороне". После принятия Закона "Об альтернативной гражданской службе" необходимо будет разработать и принять положение о прохождении альтернативной гражданской службы (АГС), адаптировать его к условиям отдельных регионов, определить орган исполнительной власти, который будет осуществлять этот контроль и нести ответственность за прохождение человеком этой службы. Это, безусловно, потребует новых расходов.
Некоторые расчетные данные
1998-1999 гг. по поручению Президента РФ и правительства страны Генеральный Штаб ВС совместно с рядом НИИ провели комплексное научное исследование "Прогноз финансово-экономического обеспечения строительства ВС РФ на период до 2010 года". Вся работа строилась исходя из научно-обоснованной численности ВС в 1 млн. 200 тыс. чел., существующих объемов денежного довольствия, норм снабжения вещевым имуществом и продовольствием, установившимся уровнем медицинского и других видов довольствия, обслуживания и обеспечения.
В табл. 3, 4 и 5 приведены результаты этих исследований. Несмотря на значительное время, прошедшее после опубликования этих данных с небольшими поправками, можно было бы их использовать для дальнейших разработок.
Результаты прогноза финансово-экономического обеспечения строительства ВС РФ на период до 2010 г. свидетельствуют о том, что даже в случае реализации самого успешного варианта развития экономики России, Министерство Обороны страны сможет получить финансовые средства в необходимых объемах лишь начиная с 2005 г. Это обстоятельство явно потребует пересмотра некоторых сроков реализации наиболее важных мероприятий военной реформы Вооруженных Сил РФ.
млрд. руб. (в ценах 1998 г.)
подготовка |
Закупки ВВТ |
Строитель- |
|||||
Таблица 5
Потребное распределение суммарных расходов МО РФ
по целевому назначению в 1988-2005 гг.
подготовка |
Закупки ВВТ |
Строитель- |
|||||
Некоторые выводы
1. Несмотря на целый ряд отрицательных моментов (иногда слабая теоретическая обоснованность проводимого мероприятия, отсутствие достаточного и реального финансирования, нежелание некоторых высших руководителей осуществлять непопулярные преобразования, неправильно организованное и не до конца проведенное мероприятие и т.п.), в Российской Федерации продолжает осуществляться ряд организационно-штатных, структурных, финансовых и социальных преобразований в русле военного реформирования ее Вооруженных Сил.
2. Ежегодное увеличение финансирования хода военной реформы (с 4,5 млрд. руб. в 2001 г. до 16,5 млрд. руб. в 2002 г.) придает новый импульс к ее продолжению и расширению.
3. В ходе проводимой реформы в ВС РФ уже созданы и функционируют три новых дивизии и четыре новых бригады "постоянной готовности" в Ленинградском, Московском, Северо-Кавказском и Сибирском военных округах. Они укомплектованы личным составом не менее чем на 80%, имуществом и вооружением на 100% и к ним постоянно предъявляются повышенные требования. Такие части и соединения планируется иметь во всех видах ВС.
4. Президентом РФ перед руководством Вооруженных Сил поставлена главная задача - создать части и соединения "постоянной готовности" во всех видах ВС. В частности, в Сухопутных войсках планируется иметь 10 таких соединений, а само строительство ВС и всей обороны страны должно осуществляться по принципу "эффективной достаточности".
5. Практические шаги по созданию частей и соединений, укомплектованных на контрактной основе (перевод Псковской дивизии ВДВ), должны дать практический результат по дальнейшему расширению этого эксперимента на все виды и роды ВС.
6. При реформировании частей и соединений необходимо использовать опыт и просчеты, выявленные в ходе проведения антитеррористической операции в Чечне, боевых действий НАТО в Югославии и ВС США в Афганистане и возможно будущих сражений в Ираке.
7. Принятием руководством РФ в 2002 г. Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе в РФ (АТС)" и введением его в действие с января 2004 г. продолжается процесс закрепления в государстве законодательных норм на осуществление российскими гражданами своих прав и обязанностей (сейчас проходят военную службу только 11% призывного контингента, 89% юношей призывного возраста уклоняются от службы в ВС).
8. Как показывает опыт и практика строительства и реформирования Вооруженных Сил других государств, подобные негативные решения и ошибки всегда присутствуют при осуществлении таких грандиозных преобразований, каким является военная реформа. Для их сокращения необходимы:
Участие в процессе преобразования большого числа незаинтересованных участников (экспертов);
Грамотный подход и научно- обоснованная разработка существа, хода и конечных результатов любого проводимого в жизнь мероприятия;
Практическое закрепление полученных результатов непосредственно в войсках;
Оценка и использование полученного опыта для осуществления дальнейших шагов в процессе реформирования.
9. Целенаправленный характер военного строительства в новых изменившихся условиях требует довольно сложной и хорошо разработанной системы планирования и реализации всего процесса этого строительства. Для этого надо иметь пакет специальных разработанных нормативно-правовых актов, определяющих цели, задачи и функциональные обязанности различных государственных органов в управлении военным строительством и в целом укреплении боевой мощи государства. Для дальнейшей, целенаправленной и узаконенной работы по претворению в практическую жизнь намечаемых мероприятий по реформированию Вооруженных Сил России было бы целесообразно принятие Закона РФ "О военной реформе" - определяющего основные принципы, этапы, границы, нормы и правила военного строительства.
В период с 27 по 30 мая 1992 г. под руководством министра обороны Российской Федерации генерала армии П.С. Грачева в Военной академии Генерального штаба была проведена военно-научная конференция. Она предшествовала важному событию в стране - созданию российских Министерства обороны и Вооруженных Сил. В этой связи основным ее содержанием явилось обсуждение проблем военной безопасности, рассмотрения военной доктрины России, а также основных направлений создания, реформирования и применения Российских Вооруженных Сил в возможных военных конфликтах и войнах.
10 августа 1992 г. издан приказ министра обороны Российской Федерации, которым введен указ Президента России о формировании Вооруженных Сил.
Реформирование Вооруженных Сил России отмечено следующими особенностями:
Во-первых, в мире произошли коренные изменения в геополитической области (развал СССР, СЭВ, Варшавского договора). Россия стала преемницей СССР;
Во-вторых, произошли изменения в социально-экономической области;
В-третьих, отсутствие четкой военной доктрины;
В-четвертых, незавершенность целого ряда документов определяющих правовую базу функционирования Вооруженных Сил и ряд других. Военную реформу предполагалось провести в несколько этапов:
1-й этап - 1992 г.:
Создать Министерство обороны, Генеральный штаб и другие органы управления;
Принять в полном объеме под свою юрисдикцию войска, находящиеся за пределами России;
Создать систему социальных гарантий военнослужащих,
Определить численный состав и структуру Вооруженных Сил;
Создать правовую базу их функционирования.
2-й этап -1993 -1995 гг.:
Продолжение сокращения и реформирования Вооруженных Сил;
Завершить в основном вывод войск из Германии, Польши, Монголии и других стран,
Перейти на смешанную систему комплектования Вооруженных Сил;
Поднять престиж воинской службы, улучшить материальное положение военно-служащих;
Довести численность Вооруженных Сил до 2,1 млн. чел.
3-й этап-1995-2000 гг.:
Полностью завершить вывод войск в Россию из других стран,
Перевести Вооруженные Силы на новые структуры;
Довести численный состав Вооруженных Сил до 1,5 млн. человек;
Провести кардинальные изменения административной структуры Вооруженных Сил и др.
До 1995 г. предполагалось иметь следующие виды Вооруженных Сил:
Ракетные войска стратегического назначения (9%);
Сухопутные войска (33%);
Войска ПВО (13%),
Военные реформы и преобразования прошлых лет свидетельствуют о том, что по своему содержанию они были различны, вместе с тем они имели много общего. Как положительные, так и отрицательные результаты военных реформ этих лет могут и должны быть учтены сегодня при реформировании Вооруженных Сил Российской федерации.
Шестнадцатого июля 1997г. Президент России подписал Указ «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры», в котором определены основные приоритеты деятельности государства в этом направлении.
Цель военной реформы - приведение Вооруженных Сил РФ в соответствие с современной военно-политической обстановкой и возможностями государства, повышение их боевой готовности и боеспособности за счет оптимизации структуры, состава и численности, подъема качественного уровня технической оснащенности, подготовки и обеспечения, социального статуса военнослужащего.
Основные направления проведения реформы
Вооруженных Сил Российской Федерации
Оптимизация структуры, боевого состава и численности Вооруженных Сил РФ.
Качественное улучшение состава, подготовки и обеспечения офицерского корпуса.
Подъем эффективности и качества оперативной и боевой подготовки, воспитания войск, укрепление правопорядка и воинской дисциплины.
Повышение качественного уровня технической оснащенности войск.
Создание экономных, рациональных систем комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и военной инфраструктуры.
Обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих и уволенных с военной службы, их семей.
В конечном итоге Россия должна получить высокооснащенные, обладающие достаточным потенциалом сдерживания, современным уровнем профессиональной и морально-психологической подготовки, боеготовые, компактные и мобильные вооруженные силы рационального состава, структуры и численности.
В процессе реформирования должна быть создана отвечающая требованиям развития новой России новая армия, в которой будет почетно и престижно служить, армия, способная надежно защитить свое Отечество.
С начала военной реформы Сердюкова-Макарова прошло семь лет: в этом году завершается второй этап преобразований. Впереди еще пять лет. Санкт-Петербург.ру рассказывает о том, что уже сделано для реформирования Вооруженных сил, что еще только предстоит сделать и какая же она, армия будущего.
Если коротко: суть реформы
Россия пережила немало военных реформ. Наибольшее значение для нас сегодня имеют те, что были приняты при Петре Первом и после него: собственно Петровская, Потемкинская, Милютинская, Фрунзенская и другие. Текущие преобразования в военной сфере называют «реформой Анатолия Сердюкова», бывшего министром обороны страны с 2007 по 2012 годы, однако изменения, уже свершившиеся и грядущие, связаны не только с его именем. Авторству Сердюкова действительно принадлежат идеи о новом взгляде на военные расходы, о гуманизации военной службы, о выведении бытового обслуживания военнослужащих на аутсорсинг. Однако перемены в структуре Вооруженных сил инициировали экс-начальники Генерального штаба ВС РФ: Николай Макаров и Юрий Балуевский. Проще говоря, если социально-экономической стороной дела занимался Сердюков, то «военный» раздел реформы разрабатывал Макаров, а до него — Балуевский.
Николай Макаров (слева) сменил Юрия Балуевского в Генштабе
фото: svoboda.org
О начале новой военной реформы Сердюков объявил 14 октября 2008 года на заседании коллегии своего ведомства. На выполнение новой Государственной программы вооружения было предусмотрено 19,2 трлн рублей. Реформа затрагивает все функциональные основы Вооруженных сил РФ: численность состава, систему подготовки офицеров, структуру центрального управления, а также предусматривает поэтапное оснащение армии современной военной техникой. Условно реформа была поделена на три этапа. В первом (2008-2011) были заявлены оптимизация численности личного и управляющего составов, а также реформа военного образования. Во втором (2012—2015) — повышение денежного довольствия, обеспечение жильем, профессиональная переподготовка и повышение квалификации военнослужащих. В третьем (2016—2020), самом затратном, — перевооружение.
Концептуальная основа реформы — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на активное развитие которых было направлено около 2 трлн рублей. Фундаментальная цель реформы состоит в том, чтобы перейти от советской системы к более современному устройству Вооруженных сил. То есть на смену армии массовой и мобилизационной, адаптированной под мирового масштаба войну (к примеру, с НАТО) должна прийти более компактная, адекватная нынешним экономическим, социальным и территориальным возможностям страны и адаптированная под локальные региональные конфликты армия постоянной готовности.
Разумеется, научными исследованиями дело не ограничится. Не менее приоритетной областью стало совершенствование стратегических ядерных вооружений. В частности, развитие наземной ракетной группировки и модернизация стратегической авиации — Ту-95 и Ту-160 (на эти цели направлено столько же средств, сколько и на научные исследования, — 2 трлн рублей) и внедрение тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты для замены устаревших МБР РС-18 и РС-20 и перспективного авиационного комплекса дальней авиации.
«Первые ласточки»
План первого этапа (2008—2011), озвученный Сердюковым в октябре 2008 года, подразумевал сокращение численности Вооруженных сил РФ до одного млн военнослужащих к 2012 году. При этом офицерский состав должен быть оптимизирован до 150 тыс. человек, что влекло за собой значительное сокращение: в 2008 году он составлял 355 тыс. офицерских должностей. В военно-воздушных силах РФ с 2009 по 2012 год планировалось ликвидировать все авиационные дивизии и полки, сформировав на их основе 55 авиабаз, а также сократить свыше 50 тыс. офицерских должностей. Количество частей военно-морского флота России должно было сократиться с 240 до 123. Офицерский состав флота планировалось сократить в 2-2,5 раза. И, наконец, реорганизация системы военного образования предполагала создание 10 системообразующих вузов — трех военных учебно-научных центра, шесть академий и один университет — на базе уже существовавших 65 военных учебных заведений. Что же из намеченного удалось воплотить и насколько качественными оказались перемены?
Ввод оперативно-стратегических командований
До Сердюкова и Макарова, о чем шла речь выше, основы для реформы уже были заложены Балуевским. Так, ему принадлежит идея создания оперативно-стратегических командований. ОСК полезны тем, что объединяют силовые группировки на той или иной территории (исключение составляют Стратегические ядерные силы) и позволяют создать единую систему управления войсками, одинаковую в условиях и мира, и войны. Иными словами, если начнутся боевые действия, время на переустройство системы тратить не придется: она уже будет готова к работе.
В 1970-80-х годах ОСК бытовали и в СССР: тогда они были сформированы для управления войсками на зарубежных театрах военных действий и были ликвидированы после распада организации Варшавского договора и развала СССР. С того момента войсками на территории РФ начали управлять через систему военных округов, заложенную еще Дмитрием Милютиным, министром обороны Российской Империи в 1861-1881 годах. Генерал Балуевский начал введение ОСК, Макаров продолжил его дело и ликвидировал систему округов. Сегодня существует четыре ОСК: «Запад» (генштаб в Санкт-Петербурге), «Восток» (Хабаровск), «Центр» (Екатеринбург) и «Юг» (Ростов-на-Дону). На сегодняшний день ОСК подчиняются все силы общего назначения, в том числе части ВВС/ПВО и ВМФ. Одновременно и военных округов стало не шесть, а четыре.
Перевод Сухопутных войск на структуру бригад
Другая перемена, инициированная Балуевым и доведенная Макаровым «до ума», — ликвидация дивизий и перевод Сухопутных войск на структуру бригад, которые стали мобильными составными частями группировок под управлением оперативного командования — штаба армии. Существовавшие дивизии преобразовали в три типа бригад численностью 5-6,5 тыс. человек: «тяжелые», «средние», «легкие». К «тяжелым» относятся танковые и большинство мотострелковых бригад. Их отличает повышенная ударная сила и живучесть. «Средние» бригады оснащены БТР и предназначены для ведения боевых действий в специфических условиях, как городских, так и природных, к примеру, на горной или лесистой местности. «Легкие» бригады отличает высокая проходимость: они снабжены соответствующей автомобильной техникой.
«Разгрузка» управленцев
Перемены затронули также и управленческий корпус. Во-первых, командиры воинских частей и соединений постоянной готовности теперь не решают хозяйственные вопросы, что позволило им сконцентрироваться на своей непосредственной работе, а обязанности по обеспечению тыла легли на начальников учебных центров и вузов.
Во-вторых, Генеральный штаб стал полноценным органом стратегического планирования, который организует и осуществляет управление Вооруженными силами совместно с Министерством обороны.
В-третьих, внутри Минобороны, которое долгое время оставалось главной командной инстанцией, возникли два отдельных направления. «Военное» ответвление Минобороны во главе с Генеральным штабом занимается исключительно вопросами боевой подготовки Вооруженных сил и управлением войсками. «Гражданское» ответвление, в котором заняты соответствующие профильные департаменты, решает все возникающие в тылу финансовые, жилищные, медицинские, хозяйственные вопросы, в том числе занимается закупками военной техники. Многие эксперты полагают, что эта мера помогает снизить коррупцию в сфере закупок вооружений и сделать управление денежными средствами Минобороны транспарентным.
Новая система базирования войск
Она предполагает образование 184 военных городка, в которых сможет разместиться личный состав Вооруженных сил общей численностью более 700 тыс. человек. Чтобы оптимизировать систему базирования авиации Вооруженных сил, 31 авиационная база Военно-воздушных сил была сокращена до 8. Для повышения мобильности и огневых возможностей войск были созданы базы армейской авиации.
фото: arms-expo.ru
Формирование офицерского и сержантского корпусов
Сокращение армии и ее комплектование — самый болезненный пункт во всей реформе. В частности, сокращение офицерского корпуса. Если в 2008 году количество офицеров (это генералы, полковники, подполковники, майоры, капитаны, старшие лейтенанты и лейтенанты) составляло 365 тыс. человек, то уже в 2012 году их осталось лишь 142 тыс. Были упразднены должности прапорщика и мичмана. Однако в процессе изменений пришлось корректировать подход: Министерство обороны решило «отмотать назад» и оставить в ВС 220 тыс. офицеров. Формальным объяснением этого изменения стало создание сил Воздушно-космической обороны как отдельной структуры, однако, по мнению ряда специалистов, главная причина заключается в том, что 142-тысячный офицерский корпус был в итоге сочтен недостаточным для управления Вооруженными силами. В итоге указом Дмитрия Медведева недостающие 80 тыс. были возвращены в состав ВС.
Аналогичные «метания» сопровождали решение Минобороны относительно перевода армии на полностью контрактную службу. Сначала ведомство наращивало долю контрактников и стремительно сокращало количество военных срочной службы. Затем снова сократило число контрактников, объясняя свои действия трудностями, вызванными экономическим кризисом. Наконец, в 2011 году ставку снова сделали на «кадровиках» — именно они теперь должны составлять основу армии.
Такая неопределенность в свою очередь поставила под угрозу сержантский корпус. После реформирования офицерского корпуса и ликвидации должностей прапорщиков и мичманов было принято решение о том, что их должны заменить сержанты и старшины. Но на практике оказалось, что обучать сержантов пока негде, а зарплата сержанта настолько невелика, что собрать необходимое количество служащих почти невозможно. В итоге в начале 2013 года должности прапорщиков были возвращены. Сегодня, с повышением денежного довольствия и постепенным усовершенствованием сержантских школ, вопрос о формировании сержантского корпуса уже не стоит так остро.
Реорганизация системы военного образования
Для того чтобы новая система работала без перебоя, появилась необходимость в повышении профессиональной подготовки военнослужащих, новых программах их обучения и создании современной сети военно-учебных заведений. С 1 сентября 2011 года военно-учебные заведения Минобороны приступили к обучению офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой и высшей военной оперативно-стратегической подготовкой по программам дополнительного профессионального образования.
фото: unn.ru
В Минобороны начали применять единые подходы к обучению в военной и гражданской школе: офицеров первичного звена стали готовить по программам подготовки специалиста, а в видовых академиях и Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ — по программам дополнительного профессионального образования. Профессиональных сержантов теперь готовят в учебных соединениях и воинских частях, в школах сержантов и в высших учебных заведениях Минобороны по программам среднего профессионального образования. В 2009 году такая подготовка была развернута в шести вузах Минобороны России, в том числе в Центре подготовки сержантов (Рязань), в 2010-м — в 19 вузах, в 2011-м — в 24.
Второй этап: гуманизация армии
Перемены в инфраструктуре армии стали основной задачей второго этапа реформ (2011—2015). Последние годы он ведется под эгидой программы «Эффективная армия» — комплекса решений по всем направлениям жизнедеятельности Вооруженных сил. Он позволил повысить денежное довольствие военнослужащих, запустить целевое обеспечение их жильем. Кроме того, программа подразумевает возведение типовых штабов, казарм, спортзалов и столовых. Это значит, что к концу реформы все войсковые части будут оснащены одинаковой инфраструктурой, работающей качественно и слаженно.
Так, уже к началу нового десятилетия была сформирована единая система материально-технического обеспечения войск – единые логистические центры, управляющие всеми видами снабжения и перевозок в масштабах военного округа. Одновременно с этим начался переход к сервисному обслуживанию технических парков на предприятиях, выполняющих ремонт вооружения и военной техники. Что самое важное, множество функций по обеспечению инфраструктуры войск взяли на себя гражданские предприятия. На условиях аутсорсинга теперь ведется сервисное обслуживание и ремонт техники, питание личного состава, банно-прачечные услуги, перевозка грузов, заправка кораблей ВМФ топливом и моторными маслами, комплексное аэродромно-эксплуатационное обслуживание летательных аппаратов, заправка автомобильной техники через сеть заправочных станций, эксплуатация коммунальной инфраструктуры.
Квартиры
Из-за кардинальных перемен численности офицерского корпуса обострилась проблема нехватки жилья. Дело в том, что каждый офицер, прослуживший более 10 лет и ушедший со службы (не по порочащим основаниям), имеет право на квартиру по выбранному месту жительства. Почти 170 тыс. офицеров было сокращено, и большинство из них нуждалось в жилье для своих семей. Образовалась очередь, но к концу 2010 года она сократилась до 120 тыс. человек, а в 2011 году — до 63,8 тыс. человек. Если учесть, что в 2013 году служебное жилье получили 21 тыс. военнослужащих, а в 2014 — 47 тыс., то можно смело говорить, что квартиры получили все ушедшие со службы офицеры. Что самое главное, кв. метрами начали обеспечивать тех, кто еще состоит на службе: в начале 2015 года почти 4 тыс. российских военных получили жилье. Жилищный вопрос для военных оказался вполне разрешимым, и нынешняя ситуация заметно отличается от той, что была в конце 2000-х годов.
Питание
До 2010 года система питания лежала на плечах самих военнослужащих, причем в буквальном смысле: горячее питание готовили сами солдаты, срочники проходили школу поваров, солдаты чистили картошку на кухне. Еще одно достижение военной реформы состоит в том, что питание передали гражданским фирмам, после чего, по отзывам служивых, качество питания резко возросло, а солдаты наконец смогли заниматься своими непосредственными обязанностями — военной службой. Аутсорсинговые компании обеспечивают процесс от и до: поставка, подвоз, хранение, приготовление, раздача, обслуживание по нормам. Гражданские службы также начали содержать военные городки, убирать казармы и прилегающие территории, шить форму, организовывать воинские перевозки и ремонт техники и вооружения.
фото: voenternet.ru
Система аутсорсинга была перенята у армий стран НАТО. С 1990-х годов она действует в армиях США, Канады, Великобритании, Франции, Италии, Болгарии. Ее введение было связано с резким сокращением военных бюджетов. Пионерами в деле аутсорсинга выступили страны, где преобладал частный сектор экономики — США, Англия, Австралия. Аутсорсинг за рубежом имеет очень широкий спектр организационных форм, как правило, это государственно-частное партнерство. В Россию аутсорсинг пришел внезапно, и внедрять его стоит постепенно: от простых проектов (клининговые услуги и поставки питания) до крупных и сложных (техническое обеспечение военной техники).
Денежное довольствие
Увеличение денежного довольствия также связано с активизацией программы «Эффективная армия». По этой программе внедрена автоматизированная система учета материальных средств, предусмотрено развитие военной медицины, создание системы учета персональных данных военнослужащих и гражданского персонала. В частности, увеличивается размер выплат военнослужащим: несколько лет назад средний размер денежного довольствия составлял 57,8 тыс. рублей, а в 2014 году он составил уже 62,1 тыс. рублей. Пенсия военнослужащих была проиндексирована с 1 октября на 7,5%: теперь ее средний уровень составляет 21,5 тыс. рублей.
В апреле 2015 года был полностью согласован общий бюджет Министерства обороны России: он составит 3,6 трлн рублей. Расходы на армию в первую очередь связаны с ее переоснащением, что в свою очередь гарантирует инвестиции в ВПК: гарантированные заказы военным, металлургическим, химическим, электронным, текстильным и сельскохозяйственным предприятиям.
Ликвидация дедовщины
Условия прохождения срочной службы за последние пять лет поменялись кардинально: помимо сокращения срока, изменилась и сама суть. Во-первых, в прошлое ушла классическая «дедовщина» как воспроизводящийся с каждым призывом формат неуставных отношений по принципу «старший-младший». В армии по-прежнему есть проблемы с неуставными отношениями, основанными на физическом превосходстве в сочетании с недостаточными моральными принципами отдельных солдат, на землячествах, но предпосылки для них есть и в гражданской жизни, старая же «дедовщина» в армии больше не существует.
Изменился принцип реагирования на жалобы солдат. Если раньше случаи неуставных отношений и их последствия старались скрывать, то сейчас подобное сокрытие может обойтись допустившему его командиру дороже, чем сам факт неуставных отношений в подразделении. Солдаты, получив право на использование мобильного телефона, а часто и интернета (иногда с того же самого телефона), стали куда подробнее информировать родственников о том, как им живется и служится.
Мобилизация и гуманизация как основы армии будущего
Главное и ощутимое достижение первого этапа реформы — повышение боевой готовности и мобильности Вооруженных сил. Высокая боевая готовность предполагает более совершенную структуру армии, которая позволяет действовать незамедлительно после получения приказа, тратя на подготовку до нескольких часов. Причем комплектные подразделения готовы к самостоятельным активным действиям и выполнению боевых задач. Именно перевод армии на систему батальонов и бригад позволил повысить мобильность и боевую готовность Вооруженных сил. Если добавить к этому итоги второго этапа — коренные перемены в инфраструктуре армии, то картина складывается более чем обнадеживающая. В ходе реформ, во-первых, был сломлен консерватизм системы, во-вторых, внедрены мобилизация и гуманизация войск — есть опорные точки новой армии, и именно благодаря им возможно перевооружение, которое ей только предстоит.