Что такое сандрик в архитектуре. Обустройства поясков, сливов подоконных и сандриков (пспс). Устройство венчающих карнизов из листовой стали
Сандрики в архитектуре являются декоративными элементами, как правило, выполненными в виде карниза или фронтона, которые в некоторых случаях опираются на кронштейн. Изредка используется в интерьере, гораздо чаще их можно встретить на фасадной части здания, над оконным или дверным проемом.
На потребительском рынке предлагается широкий ассортимент данного декора: большие, миниатюрные, плоские, объемные, белые и в цвете. Согласно с видовыми формами они могут быть представлены в виде:
- изогнутого карниза;
- лучковых;
- треугольных и некоторых иных.
Наибольшей популярностью пользуются оконные сандрики. Наиболее разнообразными они были в эпоху барокко. В тоже время и сегодня можно обнаружить большое количество разнообразных вариантов. Большой популярностью пользуется модель с классическими зубцами. Зубцы образуют геометрический ритмичный рисунок, тем самым, создавая образ, что буквально охватывает столетия. Объемные, изысканные и фактурные - данные характеристики, что свойственны для классической архитектуры, остаются актуальными и ныне.
Зачем нужны?
Сандрики в архитектуре предназначаются для защиты здания от разрушительного воздействия окружающей среды. Могут использоваться для дверных проемов, тогда они чаще всего изготавливаются в виде лепнины из полиуретана или стеклофибробетона. Также бывают оконные и расположенные на кровле. Функциональное предназначение любого из них - защита постройки.
Сандриковые (точно также как и пояски, подоконные сливы или иные выступающие из плоскостей стен детали на фасадной части здания) применяют для дополнительной защиты от атмосферных осадков, в частности, для предохранения стенок постройки от потеков воды. Сандрики на кровле могут быть изготовлены из специальной стали при условии, что уклон покрываемого объекта составляет менее 50%. В противном случае, при превышении уровня уклона элементов более 50%, для их покрова используют черепицу.
Как правило, в продажу сандриковые элементы поставляются в комплекте со специальным замковым камнем, что, между тем, устанавливается по желанию клиента. В случае, если изделие разрезается по центру, что имеет место быть при необходимости осуществить подгонку на месте, разрез обычно закрывается с помощью замкового камня.
Согласно стандартам, пояски, сaндрики и подоконные сливы могут выносить на 50-70 миллиметров от плоскости стены. Покрываемые сталью для кровли, они должны быть с наклонными основаниями и гладкой поверхностью, обеспечивая покрытию плотное прилипание к основанию.
Парапеты и брандмауэры высотой более полуметра покрывают металлическими картинами с загнутыми на вертикальную часть стены кромками шириной 10 см. Если брандмауэры более низкие, картины на нихсоединяют с фартуками - для защиты стен здания. Крепление производится с помощью специального Т-образного костыля или полосовой стали. Костыли - прибиваются гвоздями длиной 50 мм на расстоянии через 65-70 см друг от друга. Следят за тем, чтобы покрытие парапетов, венчалось капельником. Покрытия усиливают крючьями из полосовой стали - для придания жесткости конструкуии. Размер полос - длина 42 см, ширина 3-4 см. Крепят крючья гвоздями к брускам.
Устройство поясков, подоконных сливов, сандриков
Пояски, сандрики, подоконные сливы и другие выступающие части здания так же отделываются кровельной сталью – она сохраняет их от вреда атмосферных осадков. Если уклон поясков, сандриков, подоконных сливов больше 50%, то их покрывают черепицей. Ширина картины для изготовления этих деталей должна быть больше ширины откоса на 85-95 мм, сверху кромку необходимо загнуть на 25-40 мм,снизу сделать свес 50-70 мм с отворотной лентой. Заготовки скрепить в картины с двойным или одинарным фальцем. Готовые детали к стене прибивают гвоздями, свес крепят проволокой к гвоздям. Пояски, сандрики, подоконники, которые покрываются кровельной сталью, должны иметь наклонные основания с гладкой поверхностью.
Покрытие слуховых окон
Слуховые окна имеют разнообразные формы – наиболее популярны конические и прямоугольные слуховые окна на один и на два ската. Покрытие слуховых окон, зачастую, выполняется таким же образом, как и основное рядовое покрытие кровли - располагая лежачие фальцы поперек ската, гребневые фальцы - по длине ската. Покрытие ведется по каркасу, обшиваемому сплошной опалубкой из досок толщиной 25 мм, в местах примыкания к рядовому покрытию делают разжелобки. Кромки рядового покрытия, примыкающие к передней и боковым стенкам слуховых окон, отгибаются на 200 мм.
Устройство водосточных труб
Водосточные трубы с воронками располагают у карнизных свесов на расстоянии 12-20 м друг от друга. Для направления воды из желоба в воронку монтируют лоток, врезая его в настенные желоба. После чего приступают к изготовлению и монтажу водосточных труб. Водосточная труба состоит из водоприемной воронки, прямых частей - звеньев, колен и отлива (отмета). Наиболее часто применяют трубы диаметром 140 и 215 мм. Располагать трубы необходимо на расстоянии 100-150 мм от стены, закрепляют их специальными штырями со скобами. Если диаметр трубы больше его крепят на расстоянии 200-220 мм штырями с хомутами. Минимальная глубина заложения штырей - 15-20 см. Сначала забивают верхний и нижний направляющие штыри, по ним натягивается шнур, по которому забивают остальные. Скобы в виде ухвата - проволокой; хомуты - болтами.
Заготовки для фальцевой кровли
Рынок кровельных материалов постоянно совершенствуется. Так 000 «Еврокровля», повышая качество выпускаемых материалов и технологию их монтожа, предлагает своим клиентам заготовки для фальцевой кровли - картины, профилированные на прокатном станке фирмы ОРАСО (Австрия).
Естественно, что ромышленная прокатка панелей фальцевой кровли различной геометрии дает возможность сведения к минимуму горизонтальных швов, что существенно повысит атмосферостойкость кровли. Современные технологии предлагают устройство фальцевой кровли с использованием рулонной технологии монтажа – что дает возможность покрывать весь скат кровли одной панелью - а это абсолютно ровные фальцевые швы и надежная гидроизоляция, наряду с эстетичным внешним видом. Рулонная технология так называется ввиду того, что картины можно собирать непосредственно на строительной площадке из рулонного металла, имеющего практически любую длину. Благодаря этой технологии можно избежать поперечных фальцев, которые чаще всего и являются причиной протечек.
Для фальцевых, как и для всех металлических жестких кровель, очень важно соблюдение температурно-влажностного режима в подкровельном пространстве, так как нарушение требуемых параметров вполне может привести к образованию конденсата,вызывающего еоррозию, либо уменьшить теплостойкость утеплителя. Обязательно использование в крепеже соединительные деталей из оцинкованной стали.
Вставай! Иди! Гудок зовет… Не часто сейчас читают стихи Маяковского. Не то что раньше. Вспоминаю, как лучшая ученица нашего класса декламировала поучительный стишок о безнадежном бездельнике и оболтусе Власе: Без чаю и без калача выходит, еле волочась. Пошагал и встал разиней: вывеска на магазине. Грамота на то и есть! Надо вывеску прочесть!
Этическая тема труда и безделья практически не вызывала в наших малолетних рядах живого отклика, но в сюжете была своя изюминка, которая озадачивала аудиторию.
Честно говоря, я и теперь думаю, что бедняга Влас в данном случае был прав на все сто. Для чего же нужна вывеска, как не для того, чтобы на нее глазеть? И, вообще, рассматривать окружающее полезно. Ручаюсь, если уставиться на фасад старинного здания словно заправский зевака, то предстанет зрелище прелюбопытнейшее.
Как называется «эта штучка»?
Что там можно увидеть? А потом долго разглядывать? Да массу интереснейших вещей: колонны, мужские и женские головки, фигуры кариатид и ангелочков, морды львов, лица античных героев, пятиконечные звезды, вазы, лепные гирлянды, розетки…
Но сегодня говорить будем не об этих штучках из арсенала декоративного оформления фасада. Ведь на нем есть еще кое-что любопытное. Наши предметы всегда на виду, но, странным образом, их обычно не замечают.
Фасады домов умеют говорить
Вот, например, сандрик. Ну, сколько людей, услышав это слово, удивленно округлили глаза? Ах, и вы не знаете, что он собой представляет? Ну, это мы мигом исправим! Учтите, что с разной публикой здания разговаривают по-разному.
Чем лучше подготовлен человек, тем больше приятных открытий сулит ему созерцание случайного здания или выдающегося памятника зодчества. «Насмотренные» глаза специалиста видят больше и могут полноценно читать все сообщения архитектуры, что во многом недоступно массовому зрителю. Но учиться ведь никогда не поздно…
Что такое в архитектуре пояски, сандрики и обломы
Что такое карниз, известно каждому из нас. Его, как элемент, отделяющий плоскость крыши от вертикальной плоскости стены и выступающий вперед, придумали древние греки.
Изначально предназначенный принимать на себя удары природных сил – ветра, косых дождевых потоков и прямого солнечного света, он со временем стал украшением фасада. Более того, весь современный фасадный декор ведет свои корни из Древнего Мира - истинной колыбели европейской культуры.
Давайте пройдемся по купеческому Саратову. Взгляд, пробегая по фасадам, устремляется к небу. Обратите внимание на карниз – общий для всех зданий завершающий или венчающий их элемент. Видите, насколько разным он может быть?
Его самая главная часть – выступающая вперед плита, под ней поддерживающее уширение, а ниже идет горизонтальная полоса стены, называемая фризом, на которой могут помещаться разного рода украшения.
Карниз – крупный и сложный по структуре элемент. Он дробится на ряд горизонтальных форм, сечение которых по вертикали – то есть профиль – может быть или прямолинейным, или округлым, или даже сложно криволинейным. Тем не менее в терминах архитектуры любой из этих непохожих друг на друга профилей с равным правом носит странноватое название «облом».
Ну а эпоха Ренессанса получила свое название потому, что возродила интерес к античности. И это было естественно, ведь итальянские архитекторы постоянно перед своими глазами имели великолепные древние образцы – иногда лишь фрагменты построек, иногда целые и вполне прилично сохранившиеся, несмотря на вековые попытки варварски разобрать их на исходные стройматериалы.
Карниз, придуманный античными архитекторами, в период Возрождения получил новую трактовку и стал иметь несколько разновидностей, каждый со своим специальным названием:
- Тот выступ, что завершает верхнюю часть стен, поддерживает свес крыши и соотносится со всем зданием, визуально завершая его силуэт, это венчающий карниз.
- Декоративная полоска-карниз между этажами, что выступая из плоскости стены как бы подчеркивает ее горизонтальное членение на составные части, в терминах архитектуры носит название пояска. Кладка поясков может быть невероятно разнообразна, с простым и сложным рисунком.
- И, наконец, сандрик - узкий карнизик, своеобразная небольшая полочка над оконным или дверным проемом. Его забавное название несет в своей основе значение «доска» или «настил», происходящее из латинского языка.
Не желаете погрызть сухарик?
Эпоха Ренессанса породила бесконечное разнообразие форм и деталей, оживляющих стены, она дала вторую жизнь античным узорам, украшавшим еще древние храмы. Теперь их рисунок снова возник как на фасадах возводимых зданий, так и на страницах трудов о зодчестве. Кстати, и кирпич, которым пользуются и поныне в строительстве, придумали римляне.
Вот на валике под карнизом чередуются яйцеобразные формы с подобиями листочков. Это ионики, очень древний орнаментальный мотив, таким еще двумя тысячелетиями ранее римские зодчие любили украшать свои монументальные сооружения.
Иногда по низу ионика идут, чередуясь, мелкие шарики, продолговатые цилиндрики, округлости в виде зерен чечевицы. Украшения такого вида называются бусами, а если они состоят только из кругляшей, то тогда их именуют горохом.
А еще для вящей красоты существуют сухарики! Также наследие античной архитектуры.
В отличие от известных хлебобулочных изделий они в архитектуре не съедобны: сухарики представляют собой ряд обращенных к низу прямоугольных выступов на карнизе, а элементы, одноименные с аппетитной многослойной выпечкой – язычки - это перевернутые ступенчатые пирамидки.
Наряду с лепными фигурными опорами, кирпичными кронштейнами-язычками, идущими в мерном ритме, украшают карнизы.
Здесь на фасаде виден еще один элемент декоративного украшения здания – глухой аркатурный пояс. Подобные ему аркатурно-колончатые пояса широко применялись в древнерусской архитектуре при оформлении стен.
В облике каждого старинного дома видно стремление к индивидуальности, похоже это было вопросом престижа для каждого домовладельца. Здесь венчающий карниз образован широким поясом с рядами сухариков, язычков и арочных мотивов.
Хотя междуэтажные пояски тоже набираются рядами сухариков и язычков, но куда чаще они представлены иными орнаментальными узорами.
Приемы орнаментальной кирпичной кладки
Наверное, сейчас не найти человека, который бы не знал, как выглядит рисунок «витрувианского человека». Знаменитое изображение Леонардо да Винчи с раскинувшим руки человеком, вписанным в круг и квадрат, названо в честь Витрувия - отца архитектурной теории, который жил во времена Юлия Цезаря и Августа.
И этот Марк Витрувий Поллион в своем трактате отметил: «В Египте строить нужно здания одного вида, в Испании требуются дома иного рода. Поскольку одни страны находятся прямо под ходом солнца, земли вторых лежат далеко от его пути, а третьи находятся меж них посредине». Римлянин имел в виду, что все элементы архитектуры, используемые при оформлении фасада, рассчитаны на восприятие здания в дневное время. Ведь тогда вечерней подсветки не было!
В палитру художественных возможностей зодчего входит умение создавать узоры при кладке стен из кирпича. Древнерусские мастера сумели отыскать те формы, которые прекрасно выглядят в условиях нашего природного освещения – и при ярком небосводе, и в рассеянном свете облачного неба.
Поясок, орнамент которого составлен из кирпичей, образующих зигзаги, называется бегунец. Так выглядит этот старинный декоративный элемент русского зодчества.
Не правда ли, подобная кладка создает эффект движения? Потому-то она и бегунец. Узор стал использоваться в русской архитектуре с середины XIV века.
Невероятно красивы на старинных домах Саратова пояски, где ряд кирпичей уложен «елочкой» к поверхности стены, отчего наружу выступают их углы на манер зубьев пилы. Этот вид кирпичной кладки - кстати, он такой же старинный - называется поребриком.
Эти узоры широко применялись при строительстве как по отдельности, так и в разных сочетаниях. Иногда пояски такой орнаментальной кладки дополнялась декоративными арочками.
Выразительную ленту горизонтального узора из висячих ступенчатых зубцов создает так называемый городчатый пояс. На доме кирпичные узорные выкладки набраны из «городка».
О связанном с историей сандрика
Хвалить что-то напрямую в России не принято. В том числе реальные предметы человеческой культуры. Но если что вызывает к ним уважение и симпатию, так это сопричастность с великими или солидный возраст. Что касается сандрика, то поиски его исторических корней уже заставили нас спуститься в замшелые глубины веков к храмам богов в акрополи древнегреческих городов, где сей предмет, своеобразной ступенькой на стене, исправно и незаметно служил по своему прямому назначению.
Но он также несет на себе знак избранности, поскольку был осчастливлен вниманием двух гениев архитектуры. Сначала это был гениальный архитектор-самоучка Филиппе Брунеллески, шесть веков назад прославившийся возведением каменного купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Он был первым, кто перестал слепо следовать принципам античности в оформлении деталей. После его творческих проектов сандрики стали использовать для украшения фасадов, причем они обретали все более замысловатый вид.
А через сто лет им стал великий Микеланджело, благодаря которому руст, колонны, пилястры, наличники, сандрики над окнами и прочие декоративные элементы архитектуры эпохи позднего Возрождения были заимствованы как образцы для подражания и таким путем разошлись по фасадам общественных зданий, дворцам и особнякам разных европейских стран.
Как могут выглядеть сандрики
Элемент самых разнообразных форм:
- Начиная с вида бесхитростной прямой полочки,
- Иметь классический вид карниза с треугольным или дугообразным фронтоном,
- Впрочем, ему не возбраняется иметь фронтон произвольной композиции,
- В поле которого может ничего не быть или находиться декоративное наполнение,
- Сандрик также может быть украшен по центру замковым камнем,
- Или быть разорванным посередине,
- А по бокам опираться на два кронштейна.
Или иметь все это в разных сочетаниях. Кстати, во всех метаморфозах сандрик в большинстве случаев не утрачивает своей утилитарно-защитной функции.
Посмотреть на фото сандрики
Что и говорить, внешний облик здания оказывает большое влияние на человека, особенно при выборе места проживания. Но, даже если просто спешишь по своим делам, невольно бросаешь взгляды на дома, мимо которых проходишь.
Уже упоминавшийся выше римский гражданин однажды записал: Красота в архитектуре достигается приятным и нарядным видом сооружения и тем, что соотношения его членов соответствуют должным правилам соразмерности .
У меня нет знаний профессионального градостроителя, потому я говорить не буду ни о каких гармонично выдержанных пропорциях, раз о них и понятия не имею. Из-за чего - тут я повинно опускаю голову – вполне могла пропустить какие-либо интересные экземпляры саратовских сандриков, украшающих как памятники архитектуры, так и просто старинные дома города.
Что же касается «приятного и нарядного», то тут уж не обессудьте. Я старалась отобрать самые-самые из огромного объема фотографий, но ведь все очень субъективно.
Иногда так трудно разглядеть детали – фасады домов со стороны улицы затеняют старые деревья, растущие вдоль тротуаров.
Зона образцовой простоты
Рекомендации затрагивали уличные фасады домов, которые должны были быть выдержаны в канонах классической архитектуры, но не содержали указаний и запретов относительно боковых стен, фасадного вида со стороны двора и внутренней планировки.
В Саратовской губернии общественные и жилые здания теперь стали возводиться по специально созданным для нашего города «образцовым» проектам. Нет, конечно, собственник был в праве предложить свой вариант дома, но власти чрезвычайно неохотно одобряли подобные вольности в зодчестве.
Зато в предлагаемых редакциях зданий не возбранялось использовать при строительстве что-то из приемов декоративной кладки, например, те же поребрики, бегунцы, городчатые пояса, чтобы на фасаде эффектно заиграли свет и тени.
Кстати, само слово «классика» исходит от латинского classicus в значении «первоклассный», «образцовый». И проектные дома характеризовались всеми основными чертами, присущими классическому стилю:
- Четкой геометрической формой,
- Гладкими стенами светлых тонов, наличием ордера, сдержанным декором,
- Прямоугольными или полукруглыми окнами.
Если пройтись по улицам с подобной типовой застройкой первой половины XIX века – например, по Московской, Челюскинцев или Мичурина, то можно почувствовать колорит и дух старого Саратова.
Если окна на доме часто сравнивают с глазами, тогда сандрики на фасаде можно смело уподобить бровям на лице. На стенах, лишенных особой отделки, над прямоугольными и полуциркульными глазами-окнами можно увидеть вот такие прямые и дугообразные брови. Карнизики над окнами самые простые, но даже такие сандрики преображают фасад, делая его фактурным.
Уже с некоторыми изысками
Своеобразие здания во многом определяется формой и размерами оконных проемов, а также характером их декоративного оформления. Обычно окна обрамляются с боков и сверху наличниками, которые могут быть самых затейливых очертаний. Сандрики размещают либо непосредственно над наличником, либо отстоящими от него на некотором расстоянии. Хотя ничто не мешает поместить сандрик над окном даже в том случае, когда оно вовсе обходится без наличника.
Чаще всего встречаются карнизы в виде прямоугольной конструкции, треугольные – с фронтоном той же формы, лучковые – с фронтонами дугообразной формы. Лучковые они потому, что напоминают лук с тетивой. Лаконичные и простые их формы нередко бывают безо всякого декоративного наполнения.
Иногда карнизы разных форм идут чередуясь: например, лучковые с треугольными, или, например, как здесь – с прямые с фронтонами и треугольный сандрик.
Порой сандрики покрывают кровельным железом, его ажурный край похож на реснички.
Посмотрите, как тут каждый кирпичик сандрика подтесан и подогнан на свое место!
Прямые сандрики, верные спутники окон домов в классическом стиле, порой бывают не совсем прямыми: вот карниз ступенчатый, этот – ломаный, тот – с внешним заострением посередине дуги похож на перевернутый и немного деформированный киль корабля.
Угадайте, сколько владельцев у этого старого дома, где карнизы «конем»? Впрочем, о деревянных сандриках чуть ниже.
Отогнутые ушки, консоли и фризы
Между наличником и карнизом может располагаться фриз – полоса декоративной композиции.
Иногда наличники по бокам имеют симметрично расположенные выступы. Это так называемые ушки, они бывают прямоугольной и фигурной формы.
Привычную нам форму вертикального прямоугольника окно обрело в эпоху расцвета Ренессанса, тогда же оно получило сандрик, украсилось фризом и стало подпираться по бокам консолями, которые крепились на пилястрах, полуколоннах или занимали свое место прямо на стене.
На историческом здании аптеки фигурные опоры для карнизов имеют форму спирального завитка.
Мировая волюта
Здесь нет никакой грамматической ошибки. И речь пойдет не о рублях, долларах или евро. И даже не о феномене 21 века – биткоинах. Пришла пора узнать еще один из тайных кодов архитектуры. Волюта – так называют архитектурный элемент в виде завитка. Вот такая орнаментальная деталь в обрамлении окна.
Аттик с волютами. Обратите внимание на сандрик, украшенный по внутреннему периметру мелкими сухариками.
Здесь волюты использованы при оформлении сандрика.
Какими еще бывают сандрики с волютой?
Можно указать нескольких вариаций этой характерной архитектурной детали:
- Гладкий завиток,
- Объемный,
- Скульптурно проработанный виток волюты;
- Между завитками может находиться – акротерий – центральный декоративный элемент, он может предстать в виде переплетающихся колец, розетки, плетенки, пальметты и т.д.
На этом сандрике – привет из Венеции! – эффектное украшение в виде стилизованной раковины морского гребешка.
Не спеша смакуем детали
Одной из характерных особенностей колонн ионического ордера служат закрученные спиралью завитки на капителях. Их красоту Витрувий сравнивал с кудрями в женской прическе. Посмотрите, как использование полуколонн и прямого сандрика способно придать окну торжественно-парадный вид. Стиль классицизм!
Очень благородно при оформлении оконного проема смотрится сандрик с треугольным фронтоном, который опирается на полуколонны.
Люблю бродить зеленым улицам старого Саратова, где все доступно взгляду и мило сердцу. И каждый раз видишь что-то новое, нечто, пропущенное ранее. Например, вдруг увидишь, что за декор располагается в плоскости фронтонов, картуши, гирлянды или маскароны. И как невыразимо приятно делать такие маленькие открытия…
Как тут не вспомнить о Микеланджело, в творчестве которого специалисты находят истоки архитектуры барокко! Это с легкой руки великого мастера на колоннах и пилястрах зданий появились так называемые «разорванные» сандрики.
Замковые камни россыпью
Строители древнего Рима знали много секретов. Среди прочего, они умели возводить перекрывающие большие пролеты прочные сводчатые и арочные конструкции. При кладке арок последним клался камень особой формы, который должен был как бы заклинивать свод. Этот замыкающий камень в терминах архитектуры получил название «замковый».
Присутствие подобного замкового камня можно обнаружить в оконном проеме.
Иногда клинообразный или пирамидальный элемент украшает по центру прямоугольный или арочный сандрик. И тогда он выступает вперед из плоскости карниза. Замковый камень может быть гладким или выделяться орнаментальной обработкой.
В середине замкового камня вставка под шлифованный бриллиант.
Замковый камень украшает картуш - свиток с надорванными краями.
Разновидностью замкового камня является так называемый «веерный замок», состоящий из крупного центрального камня и двух меньших по бокам, расположенных наподобие веера.
Считается, что дополнение в виде замковых камней наиболее характерно для классицизма, но встречается и в барокко. Что и говорить, лепнина всегда придает зданию индивидуальность.
Маскарон на замковом камне.
Слепые, двойные и тройные
На фотографии одно из прекрасно сохранившихся каменных зданий Провиантских складов братьев- . О них и их знаменитом особняке у Липок рассказывается здесь. Добротное, с прямоугольными нишами в стене, имитирующими оконный проем, кто поверит, что оно построено в 1879 году. Только не подумайте, что некогда это были настоящие окна, которые почему-то заложили кирпичом, Нет, такова была изначальная задумка архитектора.
Художественно оформлены были не только слепые окна. Посмотрите, так выглядит ажурная труба на их крыше. Недаром склады – архитектурный памятник!
Внутри складов сейчас – запустение, беспорядок, следы серьезного пожара. Но есть задумка спасти забытые здания от разрушения и дать им новую жизнь, превратив в центр современного искусства. Со временем тут появятся выставочные залы, мастерские, кинозалы, кафе…
Не только фальш-окна представляют собой редкостные диковинки. В море обычных окон нет-нет да и попадаются более сложные варианты проемов в стене для света. Так выглядят сандрики над сдвоенными оконными проемами.
Оформление над тройным окном.
Лучковые сандрики соединяясь в непрерывный волнообразный пояс, образуют выразительный декор.
Вот такие экземпляры. Но очень жаль, что на нашей экскурсии нам пришлось не только встретиться с архитектурными изысками Саратова, но и воочию увидеть, как они разрушаются без подлинно хозяйского догляда.
И еще. К сожалению, на зданиях почти нет оконных переплетов в их первоначальном виде. Ну, может быть, в единичных случаях. А как хорош был их оригинальный вид!
Известно, что дерево подвержено старению. Об этом и о том, каков срок его службы, много написано в статье . Да тут еще случилась повальная замена окон на пластиковые стеклопакеты, что порой радикально переменило и упростило их облик.
Что не можно глаз отвесть
По латыни «arcus» значит «дуга». Арки красивы. В них заключена естественная грация, словно в выгнутой спине . Горизонтальный сандрик сверху по плоскости стены ограничен декоративной арочной формой. Ее называют архивольт, а лунообразный сегмент стены – люнет.
Умопомрачительная пышность сандрика.
В случае богатого оформления окно превращается в целый набор из пышного наличника, нарядного подоконья, пилястр или колонн, лежащего на них античного антаблемента, над которым возносится фронтонный или дуговой сандрик.
Окно саратовского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Существует огромное количество декоративных элементов, способных превратить обычный дом в настоящий дворец. Например, кладка красного кирпича, кокошники, узоры и рельефные карнизы. Так выглядит еще один памятник архитектуры Саратова – доходный дом купца Горина.
А какая у него крыша! Чешуйчатая кровля, островерхие шатры со шпилями…
Деревянные сандрики Саратова
Если чего и было вдоволь на Руси, так это лесного богатства. Из дерева - распространенного и дешевого материала - делались дома, мебель, колыбели для младенцев, даже чашки-ложки. Любопытный штрих: накануне Первой мировой войны 52% всех зданий в Москве были деревянными. Что уж тут говорить про Саратов!
Долгое время - до конца XIX века - деревянная застройка доминировала в городе. Тогда из камня строились лишь храмы, административные здания, торговые ряды, да изредка особняки богачей. Но скоро кирпич потеснил дерево, и, благодаря своей прочности и возможности возводить из него сооружения самой произвольной конфигурации, стал основным строительным материалом.
Тем не менее и в наше время, правда, в чуть в стороне от центральных улиц и поближе к периферии, стоят как ни в чем не бывало деревянные дома. Конечно, разного уровня сохранности и разной степени художественности. И такие вот сандрики с пропильной резьбой радуют глаз в Саратове среди прочих чудес деревянного декора.
Еще несколько страниц деревянной летописи купеческого города.
Замечаете, что есть общее в оформлении каменных и деревянных городских домов? В обоих случаях используется темы волюты, прямой профилированный сандрик, фигурные кронштейны. Специалисты объясняют это тем, что многие архитектурные приемы городской архитектуры были восприняты искусными мастерами-резчиками и воплотились в жилой деревянной застройке.
Ищите их глазами, друзья!
Виктор Гюго назвал архитектуру каменной книгой. Подобно книге, слова на странице которой состоят из букв, так и произведения архитектуры состоят из отдельных первичных элементов. Несколько из них мы сегодня узнали. Думаю, что теперь уже ни у кого не будет вопросов, что это такое в архитектуре – карнизы, обломы, сухарики, пояски, сандрики, волюта… Надеюсь, теперь и вы вместе со мной скажете: «Как же раньше можно было ходить по городу и не замечать их?»
Издревле мастера украшали стены кирпичных домов и зданий различными архитектурными деталями. Они усложняют и делают её индивидуальной. Наиболее часто используемые усложненные архитектурные части стены из керамических или :
- карнизы, пояски – разновидность напуска – выступающие ряды кладки относительно плоскости ранее уложенных кирпичей предшествующих рядов;
Карнизы из камня и кирпича
Пояски из кирпича
- (пилястр) – часть кладки стены — вертикальный плоский , в сечении имеет прямоугольные пропорции; разделяет плоскость стены, является геометрической осью композиции;
- сандрики (сандрик) — небольшой карниз, горизонтальный выступ над наличником дверного или оконного проема. Функция сандрика — отвод дождевой от проема, с эстетической точки зрения – подчеркнуть горизонтальное членение фасада здания. Может иметь прямоугольное или криволинейное очертание;
- русты – горизонтальные борозды глубиной 30-60 мм, располагаются через 4-8 рядов; разделяют фасад дома на пояса для создания рельефной поверхности;
- контрфорсы – ребро или вертикальный выступ в кладке для усиления основной несущей конструкции (обычно стены с наружной стороны здания); воспринимают горизонтальные усилия, давление на подпорные стенки, распор от сводов, перекрывающих здание и т. п.; часто поперечное сечение контрфорсов увеличивается к основанию стены. Контрфорсы из камня и кирпича часто используются при строительстве зданий романского и готического стилей;
Контрфорсы из кирпича
- полуколонны;
- эркеры – часть кирпичной стены, выступающая из плоскости фасада, высотой один или несколько этажей. Может иметь различную форму, опирается на консоли или на собственный фундамент;
- обрамления криволинейных проемов;
- подоконные ниши и т.п.
Как выполняют кладку архитектурных элементов:
- архитектурные элементы выкладывают одновременно с возведением стен здания;
- детали карнизов и поясков выкладывают из кирпичей, которые выступают в виде кронштейнов и имеют ступенчатый профиль. Для этого лицевой кирпич ставят на ребро или укладывают плашмя. Пространство между кронштейнами заполняют кирпичом (обыкновенным или профильным) или художественными вставками;
- для выступающих рядов карнизов, поясков и т.п. используют целые кирпичи независимо от кирпичной кладки. Величина напуска одного ряда – не более чем 1/3 длины кирпича в каждом ряду, общий вынос неармированного карниза – не более ½ толщины стены. Для карнизов с размером выноса превышающим ½ толщины стены кладку армируют и ведут её на маркой не ниже М25 или используют сборные железобетонные элементы, анкеруемые в кладке;
- тесаный кирпич для свешивающихся рядов архитектурных элементов всегда изготавливают из полнотелого (обыкновенного) кирпича, даже если кладку ведут из пустотелого кирпича, или используют профильный (специальный) лицевой кирпич;
- помимо керамических кирпичей и камней, бетонных керамических и каменных плит, для оформления фасадов используют детали из , природного камня и керамики;
- железобетонными и бетонными архитектурными деталями оформляют наличники и откосы оконных и дверных проемов. Их используют для устройства поясков, больших карнизов и украшения фасадов;
- карнизы с керамическими деталями делают вперевязку с кладкой напуском. Общий вынос — также не более половины толщины стены;
- архитектурные детали из природного камня используют для: оформления цоколей, наличников, откосов; устройства поясков;
- сборные элементы архитектурных деталей, имеющие вынос на более чем половину толщины стены, закрепляют анкерными болтами, которые предварительно заделывают в кладку.