Допуски и посадки, основные понятия, обозначения. Квалитет, нулевая линия, допуск, предельное отклонение, верхнее отклонение, нижнее отклонение, поле допуска. Система допусков: зазоры, верхнее отклонение, нижнее отклонение. Подвижная посадка. Неподвижняя
- Нулевая линия - линия, соответствующая некоему размеру, от которой откладываются отклонения размеров при указании допусков и посадок. Все линии чертежа - нулевые. Размер этот называется номинальным размером .
- Допуск - диапазон отклонения от нулевой линии. "Отверстие выполнено диаметром А с допуском +0,5" - это означает, что действительный диаметр отверстия находится между диаметром, заданным нулевой линией (номинальный размер=А) и диаметром А+0,5мм.
- Предельное отклонение - разность между предельным (наиболее отклоняющимся) и номинальным размером.
- Верхнее отклонение = верхнее предельное отклонение = разница между номинальным и наибольшим предельным размером.
- Нижнее отклонение = нижнее предельное отклонение = разница между номинальным и наименьшим предельным размером.
Поле допуска - диапазон размеров, ограниченный верхним и нижним отклонением от нулевой лини. Положение поля допуска обозначают:
Для отверстия: Прописные (большие) буквы латинского алфавита. A, B, C, CD, D......
Для вала: строчные (маленькие) буквы латинского алфавита. a,b,c,cd......
Отклонение, используемое для указания поля допуска допуска называют основным отклонением - это отклонение поля допуска ближайшее к нулевой линии.
Отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю (не может быть меньше) - называют основным H .
Вал, верхнее отклонение которого равно нулю (не может быть больше) - называют основным и обозначают английской буквой h .
На рисунке ниже - положение полей допусков (заштриховано) относительно нулевой линии. Слева указаны отрицательные или положительные отклонения.
Посадка - характер соединения узлов (деталей), определяемый величиной существующих в нем зазоров или натягов. Различают посадки с зазором , посадки с натягом и переходные (промежуточные) посадки.
Посадки в системе отверстия - предпочтительнее на практике (исторически) , см. рисунок ниже:
Посадки в системе вала , смотри рисунок ниже:
Квалитет - установленная совокупность допусков, определяющая допуск для данного линейного размера (одинаковая степень точности для всех номинальных размеров). Величнины полей допусков обозначают буквами IT и порядковым номером квалитета.
Допуском размера – называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями /2/.
Допуск обозначают буквой «Т» (от лат. тolerance – допуск):
TD = D max – Dmin = ES – EI – допуск размера отверстия;
Td = dmax - dmin = es – ei – допуск размера вала.
Для рассмотренных ранее примеров 1 – 6 (раздел 1.1) допуски размеров определяются следующим образом:
1) Td = 24,015 – 24,002 = 0,015 – 0,002 = 0,013 мм;
2) Td = 39,975 – 39,950 = (-0,025) – (-0,050) = 0,025 мм;
3) TD = 32,007 – 31,982 = 0,007 – (-0,018) = 0,025 мм;
4) TD = 12,027 – 12 = 0,027 – 0 = 0,027 мм;
5) Td = 78 – 77,954 = 0 – (- 0,046) = 0,046 мм;
6) Td = 100,5 – 99,5 = 0,5 – (- 0,5) = 1 мм.
Допуск – величина всегда положительная . Допуск характеризует точность изготовления детали. Чем меньше допуск, тем труднее обрабатывать деталь, так как повышаются требования к точности станка, инструмента, приспособлений, квалификации рабочего. Неоправданно большие допуски снижают надежность и качество работы изделия.
В некоторых соединениях при различных сочетаниях предельных размеров отверстия и вала могут возникать зазоры или натяги. Характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов, называется посадкой . Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению /1/.
Различают три группы посадок:
1) с гарантированным зазором;
2) переходные;
3) с гарантированным натягом.
Если размеры отверстия больше размеров вала, то в соединении возникает зазор.
Зазор – это положительная разность между размерами отверстия и вала /1/:
S = D – d 0 – зазор;
Smax = Dmax – dmin – наибольший зазор,
Smin = Dmin – dmax – наименьший зазор.
Если до сборки размеры вала больше размеров отверстия, то в соединении возникает натяг. Натяг – это положительная разность между размерами вала и отверстия /1/:
N = d – D 0 – натяг,
Nmax = dmax – Dmin – наибольший натяг;
Nmin = dmin – Dmax – наименьший натяг.
Посадки, в которых есть вероятность возникновения зазора или натяга, называют переходными.
Допуск посадки – это допуск зазора для посадок с гарантированным зазором (определяется, как разность между наибольшим и наименьшим зазорами) или допуск натяга для посадок с гарантированным натягом (определяется, как разность между наибольшим и наименьшим натягами). В переходных посадках допуск посадки – это допуск зазора или натяга /1/.
Обозначение допуска посадки:
TS = Smax – Smin – допуск посадки для посадок с гарантированным зазором.
TN = Nmax – Nmin – допуск посадки для посадок с гарантированным натягом.
T(S,N)=Smax + Nmax – допуск посадки для переходных посадок.
Для любой группы посадок допуск посадки можно определить по формуле
При сборке двух деталей, входящих одна в другую, различают внешнюю-охватывающую и внутреннюю -охватываемую поверхности. Один из размеров соприкасающихся поверхностей носит название охватывающий размер, а другой -охватываемый. Для круглых тел охватывающая поверхность носит общее название-отверстие, а охватываемая-вал, a соответствующие размеры называют- диаметр отверстия и диаметр вала.
Подвижное или неподвижное соединение деталей может быть выполнено за счёт отклонений сопряжённых размеров вала или отверстия в ту или иную сторону от их номинальных размеров.
Расчётный размер, проставляемый на чертеже, называется номинальным размером (фиг. 439). Номинальные размеры проставляются в миллиметрах.
Действительным размером называется фактический размер, полученный непосредственным измерением после обработки детали.
Предельными называются размеры, между которыми может колебаться действительный размер одного и того же элемента детали изготовленной партии. Больший из них называется наибольшим предельным размером, а меньший-наименьшим предельным размером.
Если у номинального размера на чертеже стоит только один предельный размер, например 25 +0,4 или 25 -0,1 , то это значит, что другой предельный размер совпадает с номинальным. Знак плюс показывает, что предельный размер больше номинального, а знак минус,-что предельный размер меньше номинального.
Действительный отклонением называется разность между действительным и номинальным размерами.
Верхним отклонением называется разность между наибольшим предельным размером и номинальным.
Нижним отклонением называется разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.
Допуском называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.
Зазоры, натяги и посадки. Зазором называется положительная разность между размером отверстия и размером вала. Величина зазора определяет большую или меньшую степень свободы взаимного движения сопряжённых деталей.
Натягом называется отрицательная разность между размерами отверстия и вала, создающая (после сборки) неподвижное соединение.
Посадкой называется характер или тип соединения двух вставленных одна в другую деталей.
Все посадки разделяются на две группы: посадки подвижные и посадки неподвижные.
Подвижной посадкой называется соединение двух деталей, обеспечивающее свободу их относительного движения.
Неподвижной посадкой называется соединение двух деталей, обеспечивающее соответствующую степень прочности их соединения.
Различают следующие виды посадок, отличающихся друг от друга большим или меньшим зазором или большим или меньшим натягом.
Подвижные посадки Неподвижные посадки
Скользящая С Горячая Гр
Движения Д Прессовая Пр
Ходовая X Легкопрессовая Пл
Легкоходовая Л Глухая Г
Широкоходовая Ш Тугая T
Напряжённая H Плотная П
Система допусков. Различают две системы допусков: систему отверстия и систему вала.
Система отверстия характеризуется тем, что в ней для всех посадок одной и той же степени точности (одного класса), отнесённых к одному и тому же номинальному диаметру, предельные размеры отверстия остаются постоянными. Осуществление различных посадок в системе отверстия достигается за счёт соответствующего изменения предельных размеров вала. В системе отверстия наименьшим предельным размером отверстия является его номинальный размер.
Система вала характеризуется тем, что в ней для всех посадок одной и той же системы и степени точности (одного класса), отнесённых к одному и тому же номинальному диаметру, предельные размеры вала остаются постоянными. Осуществление различных посадок в системе вала достигается за счёт соответствующего изменения предельных размеров отверстия. В системе вала наибольшим предельным размером вала является его номинальный размер.
Допуск отверстия в системе отверстия всегда направлен в сторону увеличения отверстия (в тело), а допуск вала в системе вала-в сторону уменьшения вала (в тело). Основание систем обозначается: отверстие- буквой А, вал-буквой В. Отверстие в системе вала и вал в системе отверстия обозначаются буквами и цифрами соответствующих им посадок и класса точности.
В машиностроении принята преимущественно система отверстия.
Номинальный размер - основной размер, определяемый из функционального назначения детали. В соответствии с ГОСТ 25346-89 «ОНВ. ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений» номинальный размер - это размер, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений. Номинальный размер получают из расчетов на прочность или другими методами, а затем округляют до стандартного размера и проставляют на чертеже.
Для сокращения количества типоразмеров материалов, инструмента и приспособлений в России действует ГОСТ 6636-96 «ОНВ. Нормальные линейные размеры», разработанный в соответствии с рекомендациями ИСО. Ряды нормальных линейных размеров построены на базе рядов предпочтительных чисел, определяемых, по ГОСТ 8032-84 «Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел», но с некоторыми ограничениями на него, накладываемыми ГОСТ 6636-96. В соответствии с ним предусматриваются ряды нормальных линейных размеров: Ra 5; Ra 10; Ra 20; Ra 40, причем предпочтение рекомендуется отдавать размерам из рядов с более крупной градацией (лучше Ra 5, чем Ra 10 и т.д.). Каждый последующий ряд включает в себя предыдущий.
В качестве примера приведем фрагмент ГОСТ 6636-96 (табл. 1.1).
Таблица 1.1
25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38 |
|||
40, 42, 45, 48, 50, 53, 56, 60 |
Требуемый размер не может быть выдержан в производстве абсолютно точно. Поэтому вводится понятие действительного размера.
Действительный размер (в соответствии с тем же Г ОСТ 25346- 89) - это размер, установленный измерением.
Но действительный размер сам может находиться в каких-то пределах, для чего назначаются предельные размеры.
Предельные размеры - два предельно допустимых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер.
Больший из двух предельных размеров называется наибольшим предельным размером - D(d) max , меньший - наименьшим предельным размером - D(d) min .
Сравнение действительного размера с предельным дает возможность судить о годности детали.
Условие годности детали : D(d) mxx > D(d) > D(d) mm .
Предельные размеры наиболее удобно задавать в виде величины отклонения от номинального размера.
Графическое изображение нижеприведенных понятий показано на рис. 1.1.
Рис. 1.1.
Верхним отклонением называется алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами.
Нижним отклонением - алгебраическая разность между наименьшим и номинальным размерами.
Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называется допуском.
Другими словами, допуск - это официально разрешенная погрешность детали. При этом отклонение может быть как положительным, так и отрицательным, в то время как допуск всегда величина положительная. Поэтому перед допуском знак не ставится, в то время как он всегда ставится перед отклонениями.
Например: 030 - номинальный размер, необходимый для заказа
инструмента.
Согласно ГОСТ 25346-89 допуск обозначается IT (от англ. International Tolerance) или Т.
Соответственно:
Верхнее предельное отклонение -
Нижнее предельное отклонение -
где ES (от фр. Ecart superierir) - обозначение верхнего отклонения
для отверстия (es - вала); EI (от фр. Ecarl inferierir) - обозначение нижнего отклонения для отверстия (ei - вала).
Поле допуска - пространство, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Поле допуска определяется величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.
Нулевая линия - линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении допусков. Если нулевая линия расположена горизонтально, положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные - вниз.
Допуски на размеры также можно изобразить схематически, в виде полей допусков, не приводя самих деталей (рис. 1.2).
Отклонение будет положительным, если определяемый отклонением размер больше номинального, и отрицательным - если размер меньше номинального.
![](https://i0.wp.com/studref.com/htm/img/32/6542/6.png)
Рис. 1.2.
На чертежах предельные отклонения проставляют в миллиметрах более мелким шрифтом, причем верхнее отклонение - выше, а нижнее - ниже определяемого или номинального размера:
При равенстве абсолютных величин отклонений их величину указывают один раз - рядом с номинальным размером одинаковым с ним шрифтом со знаком «±» (50±0,1).
Отклонение равное нулю на чертежах не ставят. В этом случае проставляют только одно отклонение, каждое на своем месте. Например:
Размеров на чертежах
Введение
В условиях массового производства важно обеспечить взаимозаменяемость одинаковых деталей. Взаимозаменяемость позволяет заменить сломавшуюся во время работы механизма деталь запасной. Новая деталь должна по своим размерам и форме точно соответствовать заменяемой.
Основным условием взаимозаменяемости является изготовление детали с определенной точностью. Какой должна быть точность изготовления детали, указывают на чертежах допустимыми предельными отклонениями.
Поверхности, по которым соединяются детали, называют сопрягаемыми . В соединении двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую поверхность и охватываемую. Наиболее распространены в машиностроении соединения с цилиндрическими и плоскими параллельными поверхностями. В цилиндрическом соединении поверхность отверстия охватывает поверхность вала (рис. 1, а). Охватывающую поверхность принято называть отверстие , охватывающую – вал . Эти же термины отверстие и вал условно применяют и для обозначения любых других нецилиндрическим охватывающим и охватываемым поверхностям (рис. 1, б).
Рис. 1. Пояснение терминов отверстие и вал
Посадка
Любая операция сборки деталей заключается в необходимости соединить или, как говорят, посадить одну деталь на другую. Отсюда в технике принято выражение посадка для обозначения характера соединения деталей.
Под термином посадка понимают степень подвижности собранных деталей относительно друг друга.
Различают три группы посадок: с зазором, с натягом и переходные.
Посадки с зазором
Зазором называют разность размеров отверстия D и вала d, если размер отверстия больше размера вала (рис. 2, а). Зазор обеспечивает свободное перемещение (вращение) вала в отверстии. Поэтому посадки с зазором называют подвижными посадками. Чем больше зазор, тем больше свобода в перемещении. Однако в действительности при конструировании машин с подвижными посадками выбирают такой зазор, при котором будет минимальным коэффициент трения вала и отверстия.
Рис. 2. Посадки
Посадки с натягом
Для этих посадок диаметр отверстия D меньше диаметра вала d (рис. 2, б). .Реально осуществить это соединение можно под прессом, при нагреве охватывающей детали (отверстия) и (или) охлаждении охватываемой (вала).
Посадки с натягом называют неподвижными посадками , так как взаимное перемещение соединяемых деталей исключено.
Переходные посадки
Переходными эти посадки названы потому, что до сборки вала и отверстия нельзя сказать, что будет в соединении – зазор или натяг. Это означает, что в переходных посадках диаметр отверстия D может быть меньше, больше или равен диаметру вала d (рис. 2, в).
Допуск размера. Поле допуска. Квалитет точности Основные понятия
Размеры на чертежах деталей оценивают количественно величину геометрических форм детали. Размеры подразделяют на номинальные, действительные и предельные (рис. 3).
Номинальный размер – это основной рассчитанный размер детали с учетом ее назначения и требуемой точности.
Номинальный размер соединения – это общий (одинаковый) размер для отверстия и вала, составляющих соединение. Номинальные размеры деталей и соединений выбирают не произвольно, а по ГОСТ 6636-69 «Нормальные линейные размеры». В реальном производстве при изготовлении деталей номинальные размеры не могут быть выдержаны и поэтому введено понятие действительных размеров.
Действительный размер – это размер, полученный при изготовлении детали. Он всегда отличается от номинального в большую или меньшую сторону. Допустимые пределы этих отклонений устанавливаются посредством предельных размеров.
Предельными размерами называют два граничных значения, между которыми должен находиться действительный размер. Большее из этих значений называют наибольшим предельным размером , меньшее – наименьшим предельным размером . В повседневной практике на чертежах деталей предельные размеры принято указывать посредством отклонений от номинального.
Предельное отклонение – это алгебраическая разность между предельными и номинальными размерами. Различают верхнее и нижнее отклонения. Верхнее отклонение – это алгебраическая разность между наибольшим предельным размером и номинальным размером. Нижнее отклонение – это алгебраическая разность между наименьшим предельным размером и номинальным размером.
Номинальный размер служит началом отсчета отклонений. Отклонения могут быть положительными, отрицательными и равными нулю. В таблицах стандартов отклонения указывают в микрометрах (мкм). На чертежах отклонения принято указывать в миллиметрах (мм).
Действительное отклонение – это алгебраическая разность между действительным и номинальным размерами. Деталь считают годной, если действительной отклонение проверяемого размера находится между верхним и нижним отклонением.
Допуск размера – это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютная величина алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями.
Под квалитетом понимают совокупность допусков, изменяющихся в зависимости от величины номинального размера. Установлено 19 квалитетов, соответствующих различным уровням точности изготовления детали. Для каждого квалитета построены ряды полей допуска
Поле допуска – это поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Все поля допуска для отверстий и валов обозначаются буквами латинского алфавита: для отверстий – прописными буквами (H, K, F, G и т. д.); для валов – строчными (h, k, f, g и т. д.).
Рис. 3. Пояснения к терминам