Делаем своими руками подъёмные гаражные ворота. Как сделать подъемно-поворотные гаражные ворота своими руками Ворота для гаража секционные подъемные своими руками
Владельцы гаражей решают установить подъемные ворота, сделанные своими руками. Купить готовый вариант – это недешевое удовольствие, а вот самостоятельно собрать конструкцию может каждый. Нужно только ознакомиться с чертежами и принципом работы механизма. Фото и видео помогут понять как устроены подъемные ворота для гаража и сконструировать их самостоятельно.
Подъемные ворота для гаража пошагово по чертежам и схемам
Сделать гаражные ворота с подъемным механизмом своими руками довольно просто, если иметь на руках простой чертеж и фото собранного механизма. Стандартная конструкция содержит такие основные элементы:
- Раму, на которую крепятся все элементы ворот. Она должна быть достаточно прочной и надежно крепиться к стенам здания.
- Рельсы вертикальные и горизонтальные, по которым движется конструкция.
- Кронштейн для крепления возвратных пружин подъемного механизма.
- Ролики и рычаги, на которых гаражные ворота фиксируются к рельсам.
- Автоматический привод перемещения створки.
Установить подъемные ворота, сделанные своими руками — мечта многих владельцев гаражей
Каркас изготавливается с учетом размеров дверного проема в гараже. В качестве основы используется стальной лист, которые с наружной стороны обшиваются пластиковыми панелями. Внутренняя часть утепляется. Рекомендуется использовать базальтовую вату или другие огнестойкие утеплители. Для приведения механизма в движение чаще всего используется шарнирно-рычажное приспособление.
Подъемные ворота для гаража имеют целый ряд преимуществ
Собирая конструкцию своими руками, рекомендуем пользоваться чертежами и пошагово придерживаться такой последовательности работ. К ним относятся:
- Сборка рамы и ее установка в проем гаража с соблюдением горизонтали и вертикали. К стенам все детали конструкции крепятся с помощью анкеров.
- Установка потолочных направляющих – важный этап. При этом нужно проконтролировать надежность крепления.
- Крепление шарниров на створку дверей и установка ворот на рельсы.
- Установка пружин для плавного открытия ворот. Далее пружины регулируются и настраиваются, чтобы без особых физических усилий открывать гараж
Схема гаражных ворот с подъемным механизмом
Предлагаем посмотреть видео о правилах установки гаражных ворот оснащенных подъемным механизмом:
Преимущества и недостатки подъемных ворот
Подъемные ворота для гаража имеют целый ряд преимуществ и недостатков. К основным достоинствам специалисты относят следующие аспекты:
- высокая степень защиты, безопасности;
- долговечность и надежность конструкции;
- хорошая герметичность;
- малогабаритность;
- наличие системы от взлома.
Подъемный механизм гаражных ворот в собранном виде имеет большой вес
Однако подъемный механизм в собранном виде имеет недостатки. Среди основных стоит упомянуть большой вес конструкции. Учитывая эту особенность, нужно уделить должное внимание прочности рамы и надежности крепежей. Если качество страдает, то при вибрации во время движения возможно падение, поломка механизма и направляющих. Для владельцев габаритных авто, существенным недостатком будет потеря около 30 см в высоте проема. Некоторые владельцы гаражей при поломке и повреждении полотна для ремонта вынуждены полностью демонтировать механизм., что отнимает много времени и трудозатратно.
Чертеж гаражных ворот с подъемным механизмом
Видео о том, как своими руками собрать ворота для гаража с подъемным механизмом:
Если вы решили самостоятельно сделать подъемные ворота для гаража своими руками, чертежи, видео и рекомендации в статье гарантированно помогут справиться с этой посильной задачей даже людям без опыта и навыков в области строительства, ремонта. Несомненно, подъемные ворота – это надежные, качественные и эстетичные конструкции, которые должны быть у каждого владельца загородного дома.
Удобство гаража для машины не в последнюю очередь определятся его въездными воротами, которые должны обеспечивать сохранность автомобиля и легко и надежно закрываться. В наше время можно заказать или сделать самостоятельно несколько вариантов автоматических конструкций. Далее будет рассмотрено, как сделать подъемные ворота для гаража своими руками.
Особенности
В отличие от распашных конструкций, имеющих в большинстве случаев 2 створки, которые распахиваются наружу, подъемные ворота имеют секции или роллеты, поднимающиеся вверх. Принцип действия у них различный в зависимости от вида – секционных, поворотных или роллетных. Сама конструкция, включающая различные элементы: коробку, направляющие, ролики, подъемный механизм, намного сложнее, чем у простых распашных ворот.
Но затраты на установку и материалы вполне компенсируют надежность и удобство при регулярном использовании такого гаража.
Имея готовый гараж с прямоугольным въездным проемом, можно легко возвести подъемные ворота своими руками. Для монтажа потребуется стандартный набор строительных инструментов, материалы для створок, направляющих и корпуса. Достаточно вооружиться терпением и включить немного смекалки, чтобы буквально за несколько дней, не торопясь, построить надежную и удобную конструкцию таких ворот для гаража.
Преимущества и недостатки
Прежде чем решиться возводить гаражные ворота с подъемным механизмом, надо взвесить все их плюсы и минусы.
Опытные мастера отмечают следующие достоинства таких систем:
- Экономия свободного места. В отличие от распашных ворот, которым нужно внешнее пространство для открытых створок, подъемные используют место внутри под потолком.
- Пользоваться ими намного удобнее, особенно если они снабжены подъемным механизмом, то вообще не надо прилагать никаких физических усилий.
- Подъемно-поворотные и секционные ворота надежно защищают гараж от взлома.
- Для таких конструкций можно использовать разные виды отделки и декора.
- Подъемные ворота могут использоваться для одинарных и двойных гаражей.
- Створки открываются и закрываются бесшумно.
Стоит обратить внимание и на недостатки подъемных ворот:
- Главный минус – это сложность конструкции и монтажа. Если полностью заказать установку специалистам, то она будет дорогостоящей. Если же делать монтаж самостоятельно, то надо внимательно изучить чертежи, крепить все элементы аккуратно, под уровень, ведь даже небольшая погрешность может привести к тому, что весь механизм будет нерабочим.
- Полностью открытые ворота забирают свободное пространство сверху проема и внутри гаража под потолком.
- Механизмы таких ворот рассчитаны на определенную нагрузку, поэтому створки и корпус нельзя перегружать, например, при утеплении.
- Подъемные ворота устанавливаются только в прямоугольный гаражный проем.
Если хозяин гаража учел все эти особенности, то можно приступать к установке. Но сначала надо определиться с видом подъемных ворот для гаража.
Виды
Наиболее распространены 3 вида самодельных подъемных конструкций:
- подъемно-поворотные или щитовые:
- секционные;
- роллетные.
Подъемно-поворотные ворота для гаража наиболее защищены от взлома благодаря цельной конструкции створки. При открытии она поднимается вверх, разворачиваясь на 90 градусов и принимая горизонтальное положение. Их механизм может быть рычажно-шарнирным или противовесным. Первый вид на рычагах представляет собой наиболее простые конструкции, которые обеспечивают плавное и беспрепятственное перемещение створки в горизонтальное положение.
Противовесные ворота наиболее подходят для створок с большим весом.
Подъемно-поворотные конструкции состоят из рамы (обычно металлической), направляющих, вдоль которых перемещается рама, пружинного механизма или противовеса с лебедкой. Поднятие может быть ручным с помощью ручки в нижней части корпуса. Это делается легко благодаря растянутым пружинам встроенного механизма. Можно усовершенствовать этот механизм подключением электропривода, тогда поднятие-опускание створки происходит простым нажатием кнопки.
Створка подъемно-секционных ворот собрана из нескольких панелей шириной до 50 см, которые соединены между собой шарнирными петлями. При ее поднятии эти панели (их еще называют ламелями) двигаются по направляющим на роликах. Движение обеспечивает пружинный механизм, барабаны и тросы. Эта конструкция напоминает сэндвич панели, применяемые в строительстве.
Механизм роллетных ворот для гаража такой же, как у створок роллетов в торговых центрах. Складные ламели у них более узкие, чем у подъемно-секционных видов, при открытии они поднимаются и закручиваются в специальный короб небольшой ширины. Поэтому такой тип имеет явное преимущество – экономию места внутри гаража. При этом нет необходимости монтировать под потолком длинные направляющие.
Материалы для каркаса, коробки и направляющих рельс подъемных ворот обычно металлические, но лучше всего выбирать нержавеющую сталь. Коробка может быть выполнена из толстых деревянных брусьев или металлических уголков. Цельные створки подобной конструкции можно изготовить в виде полотна из досок в металлической раме. Снаружи их часто обшивают листовым металлом.
Для сохранения тепла в гараже зимой внутрь можно вшить теплоизолирующие материалы: листовой пенопласт или минеральную вату.
Коробка покрывается антикоррозийной грунтовкой, после этого красится в 2 слоя алкидной или водостойкой эмалью. Откидной щит лучше всего покрыть оцинкованной сталью или алюминием.
Ламели на секционных или роллетных воротах обычно тоже изготавливаются из оцинкованной стали или алюминия, внутри листов можно поместить теплоизоляционный материал. Поверхность таких панелей может быть с любой расцветкой – на вкус хозяина. Подвижные элементы конструкции – ролики, муфты, делаются из пластмассы или легких металлов, направляющие – из нержавеющей стали или других материалов, не подверженных коррозии.
Автоматика открываемых с помощью электропривода дверей поможет значительно упростить пользование гаражом. Многие водители не хотят возиться с тяжелыми створками, особенно когда на улице мороз или проливной дождь. Для любой конструкции и механизма есть возможность подобрать соответствующий по мощности электромотор, который будет использовать ток от бытовой электросети.
Автоматические подъемные ворота бывают нескольких видов.
Самые распространенные схемы, которые легко сделать самому, это:
- механизмы, установленные на полотно ворот;
- закрепленные на направляющих;
- монтируемые на боковые стойки.
Есть возможность заказать готовую конструкцию, в комплект которой уже будет входить автоматический привод для поднятия, такими, например, снабжены многие роллеты с ламелями из оцинкованной стали.
В этом случае после покупки надо только правильно произвести их монтаж на гаражный проем и подключить электропривод к сети.
Изготовление
Для изготовления простых подъемных ворот для гаража можно воспользоваться уже готовыми эскизами и расчетами, только немного подогнав их размеры в соответствии со своим помещением. Есть много примеров решений для загородного дома, содержащих чертежи и подробный отчет, включающий необходимые инструменты и материалы.
Перед тем, как сделать саму конструкцию с подвижным механизмом, надо позаботиться о том, чтобы проем, прилегающие стены и потолок были способны выдержать ее вес. Для этого надо выбирать прочные и плотные перекрытия без пустот и надежные системы крепления. А само помещение должно быть защищено от проникновения влаги и других природных факторов, которые могут повредить работу ворот.
Выбрав подходящий тип и примерный проект будущих раздвижных ворот, делаем чертеж с точными размерами, исходя из них подсчитываем количество необходимых материалов.
Для прочной и долговечной рамы подъемных гаражных ворот наиболее удачно подойдут металлические профили размером 40х20 мм и толщиной не менее 2 мм. Поперечные и горизонтальные крепления для конструкции можно изготовить из профилей 20х20 мм. Направляющие ворот чаще всего делают из швеллеров шириной до 20 см, в зависимости от нее выбирают и размер роликов.
Коробку рычажно-шарнирного механизма можно изготовить из металлического уголка или бруса. По размерам на созданном чертеже вырезаются детали нужной длины.
Сами ролики, пружины и весь рычажно-шарнирный механизм обычно покупаются уже в готовом виде. Они выбираются в соответствии с размерами направляющих. Остальные детали можно без труда изготовить самому, используя сварочный аппарат и болгарку.
Для изготовления ворот и монтажа их в гаражном проеме потребуются следующие инструменты:
- сварочный аппарат;
- болгарка с обрезными кругами по металлу;
- дрель со сверлами нужного диаметра;
- шуруповерт;
- молоток;
- уровень;
- рулетка, карандаш.
фотографий
Для крепления нужно использовать подходящие для данного веса конструкции металлические анкера или дюбель-шурупы. Если планируется применять для крепления металлического уголка анкерные болты, то надо подготовить набор соответствующих гаечных ключей.
Монтаж
Перед тем, как самому монтировать систему подъемных ворот надо убедиться, что проем, на который они устанавливаются, имеет идеально ровную поверхность: строго вертикальный и горизонтальный уровень, прямые углы. Несущая коробка – самый главный силовой элемент подобных ворот, поэтому надо максимально внимательно отнестись к ее изготовлению.
Если для коробки выбран металлический уголок, то ширина его полки должна быть в 1,5 раза больше толщины створки. После того, как все детали отмерены и отрезаны, они крепятся к проему гаража на анкерные болты и надежно затягиваются. Для изготовления коробки можно выбрать и деревянные брусья с размерами сечения 100х50 мм, которые необходимо закрепить на саморезы 100 мм.
Цельная рама откидных ворот должна собираться на ровной горизонтальной поверхности. После того, как металлические профили нужной длины отрезаны, они проверяются угольником и слегка прихватываются сваркой. Далее еще раз проверяют прямые углы и размеры, в том числе по диагонали, прикрепляют угловые косынки и поперечные рейки жесткости, затем полностью проваривают конструкцию.
После сварки рамы ее необходимо зачистить болгаркой в местах стыков от заусениц. Затем она покрывается антикоррозийным раствором и красится. Внутрь металлических профилей вшиваются доски с теплоизоляцией, снаружи она покрывается листовым металлом. На верхние углы рамы крепятся кронштейны с подвижными роликами.
После этого на потолок крепятся направляющие для будущей створки. Монтировать их тоже следует максимально ровно, перепроверив горизонтальный уровень, параллельность и перпендикулярность дверному проему. Затем створка временно устанавливается в проем для того, чтобы отметить место крепления рычажно-пружинного механизма.
После того, как проверена работа ворот и беспрепятственное движение створки по направляющим, она снимается, монтируются пружины, проводится их регулировка. В последнюю очередь на раму по периметру крепится резиновый уплотнитель для герметизации швов и мягкого закрытия, устанавливается дверной замок и ручка открытия.
При аккуратном и правильном монтаже, а также надежной защите от влаги ворота с подобной конструкцией могут прослужить не один десяток лет. А их ремонт может ограничиваться только смазкой подвижных деталей механизма, рычажной системы, опорных роликов и заменой резинового уплотнителя. Для профилактики смазку можно проводить каждый сезон, а внешнюю резиновую прокладку смазывать силиконом перед наступлением холодов для защиты от промерзания.
Для внутренней теплоизоляции таких ворот можно применять различные материалы, которые используются и для утепления стен: минеральную вату, пенопласт или пенополистирол. Последние два более эффективные, так как со временем не дают усадку, но могут быть пожароопасные, поэтому лучше выбирать негорючие виды.
Технологии не стоят на месте, что непосредственным образом сказывается на многих конструкциях. Это утверждение верно и в отношении гаражных ворот. Когда-то самым распространенным вариантом являлись распашные ворота, но постепенно вместо них стали использовать откатные, которые через некоторое время сменили подъемные модели. Говоря о последнем варианте гаражных ворот, следует отметить их высокую надежность, за счет чего они становятся неприступным барьером для взломщиков.
Важная особенность подъемных ворот состоит в том, что им не требуется дополнительное место при пользовании гаражом. Это дает возможность владельцу иметь большую свободу для маневров, когда ему потребуется заехать в гараж. Несмотря на то что подъемные гаражные ворота предлагают многие компании, каждый автовладелец в состоянии самостоятельно изготовить эту конструкцию. Достаточно лишь подготовить необходимый инструмент, позаботиться о помощниках и ознакомиться с технологией выполнения работ.
Типы подъемных ворот
Все представленные на сегодняшний день гаражные ворота подъёмного типа можно разделить на два вида:
- поворотные;
- секционные.
Установка подъемно-поворотных ворот представляется наиболее разумным решением в ситуации, когда:
- уровень размещения притолоки гаражного проема слишком занижен или же она вообще отсутствует;
- перед владельцем стоит задача обеспечить конструкции ворот повышенную надежность;
- у владельца возникло желание оборудовать свой гараж более современным в плане оформления вариантом ворот.
Разумно задуматься о монтаже секционных ворот тогда, когда в гараже имеется достаточное пространство, чтобы переводить конструкцию из вертикального положения в горизонтальное. По технологии монтажа они схожи с поворотными: в качестве места их размещения выступает внутренняя часть проема. Основу конструкции полотнища ворот образует несколько секций , которые сохраняют подвижность относительно друг друга. При использовании подобной конструкции доступ к гаражу открывается за счет перемещения секций вверх по направляющим, установленным на поверхности стен и потолка гаража.
Как сделать подъемно-поворотные ворота своими руками?
Первым этапом работ является разработка чертежа. Этот эскиз имеет стандартное исполнение
, потому найти его можно без труда в сети.
Ориентируясь на пример чертежа, можно приступать к замерам, чтобы получить необходимые данные для создания собственного эскиза. Для этого нам понадобятся карандаш и линейка. Во время замеров необходимо определить следующие параметры:
- высота проема;
- ширина проема;
- высота притолоки (имеется в виду расстояние, начинающееся с верхней точки проема и заканчивающееся на уровне прилегания потолка к стене);
- расстояние, на которое проем удалён от боковой стены;
- глубина гаража.
Когда чертеж будет создан, можно переходить к созданию рамы. В качестве основы для нее может служить рама от старых ворот. Также можно поступить и иначе - изготовить раму самостоятельно, используя в качестве материала деревянные брусья.
Конструкция рамы
Стандартный вариант предполагает наличие следующих компонентов:
![](https://i0.wp.com/vhod.guru/images/51022/princip-raboty-i-osobennosti-komplektacii.jpg)
Чтобы изготовить деревянную коробку, вам следует позаботиться о наличии следующих материалов:
- брус, имеющий длину 2,3 метра и сечение 120 X 80 мм - 2 шт.;
- брус, имеющий длину 2,75 метра и аналогичное сечение, что и у первого - 1 шт.
Для соединения брусков используют металлические уголки , которые можно заменить пластинами.
В качестве основы для рамы полотнищ ворот можно использовать уголок 35 x 35 мм. Внутреннюю часть такой рамы обшивают изнутри доской, а с внутренней стороны - при помощи стального листа. При определении размеров рамы следует ориентироваться на габариты
, которые имеет проем вашего гаража. Чаще всего полотно имеет следующие размеры - 2,5X 2,1 метра.
Для создания опоры пружины используют швеллер №8. Этот элемент должен иметь длину, равную 70 мм.
Для изготовления направляющего рельса допустимо использовать несколько уголков 40 x 40 мм. Очень важно, чтобы рельс по длине в точности соответствовал ширине полотнища ворот. Один его конец должен иметь пластину, при помощи которой рельс будет устанавливаться к горизонтальному брусу коробки. Отступив от другого конца 12 см, начинают крепить при помощи сварки кусок швеллера, длина которого должна составлять 100 мм. Монтаж рельса к потолочному брусу выполняется через верхнюю полку швеллера, для фиксации которого используют болтовое соединение.
Шарнирный узел делают из уголка. Для этого в нём нужно сделать отверстие диаметром 9 мм. Далее его закрепляют на раме, после чего, используя сварку, устанавливают пластину, имеющую аналогичное отверстие. Используемая пластина должна быть выполнена со следующими габаритами - 50 x 40 x 5 мм.
Это основные работы, которые необходимо выполнить при изготовлении подъемно-поворотных ворот своими руками. Больших сложностей здесь не возникнет , однако, вам будет проще выполнять операции, если у вас будет помощник.
Установка секционных ворот
Если у вас возникла идея сделать секционные ворота своими руками полностью с самого начала, то рекомендуем отказаться от этого замысла. Их отличает наличие сложной конструкции, а потому вы вряд ли сможете изготовить эти ворота так, как необходимо в соответствии с технологией. Вам будет гораздо проще, если вы купите уже готовые ворота, установить которые самостоятельно способен любой владелец. Во избежание проблем во время выполнения этой работы следует помнить о некоторых важных моментах:
- работы по установке следует выполнять с использованием заводских расходных материалов. Применение же более дешевых аналогов неизвестного качества может негативно отразиться на качестве установки;
- во время монтажа следует ориентироваться на оригинальные чертежи изготовителя;
- позаботьтесь о том, чтобы все элементы оказались на своем месте. Погрешности их размещения могут повлиять на эксплуатацию устанавливаемых ворот.
Процесс монтажа секционных ворот
Начинают работы с подготовки проема, следуя требованиям изготовителей секционных ворот. Следует помнить, что согласно их заверениям, купленные у них изделия будут демонстрировать безотказную работу
при условии, что притолока и заплечники проема располагаются точно в одной плоскости. При этом недопустимым является перекашивание вертикали и горизонтали указанных элементов, которые должны образовывать правильный прямоугольник. Чтобы было проще соблюсти требование перпендикулярности и параллельности следует использовать измерительный уровень.
Нужно удостовериться, что в гараже при полном открытии проема будет достаточно места для установки полотнища. Подобную проверку следует выполнять еще тогда, когда вы будете определяться с вариантом конструкции.
Глубина гаража должна соответствовать высоте ворот. При этом допускается наличие припуска 500 мм в том случае, если у вас нет намерения оборудовать ворота автоматическим механизмом открывания. Если же вы хотите добавить в конструкцию автоматику, то потребуется увеличить высоту ворот на 1000 мм.
Важно помнить и о том, что ворота своим весом будут оказывать давление на потолок и притолоку. По этой причине для их изготовления следует использовать материалы повышенной прочности. Этими же свойствами должен обладать и материал заплечников, поскольку они будут выступать местом установки направляющих ворот.
Вы легко справитесь с установкой автоматических ворот своими руками, если имеете опыт в работе с электрооборудованием. Если же вы еще не успели обзавестись на своем участке гаражом, то в качестве альтернативы можно рассмотреть раздвижные ворота
, которые также могут быть оснащены автоматическим приводом.
Закончив работу по подготовке проема, можно выбирать место для крепежных и направляющих элементов.
Очень важно правильно выполнить сборку секции. Первой следует устанавливать нижнюю панель. Старайтесь делать все максимально аккуратно, обращая особое внимание на перекосы и зазоры между отдельными элементами конструкции, которые должны отсутствовать. Запрещается устранять их при помощи подручных средств в виде монтажной пены либо дощечек.
Старайтесь в точности выполнять требования инструкции по сборке , так как при нарушении повышается вероятность того, что в какой-то момент в работе ворот возникнет неисправность.
Далее можно переходить к размещению полотна на свое место. Особое внимание уделите тому, чтобы оно максимально плотно прилегало к основанию. Это делается посредством изменения положения регулировочных кронштейнов.
Стандартный вариант конструкции подъемно-секционных ворот предусматривает наличие уплотнителей, которые могут быть выполнены на основе резины и полимерного каучука. Местом установки резинового уплотнителя будет выступать сторона полотнища, прилегающая к полу. Что касается каучукового элемента, то его следует крепить по верху и к боковым сторонам.
Завершив работу по установке ворот, можно заняться креплением ручек, замков, засовов, а также иных элементов и системы автоматизации.
Не забывайте, что процедура монтажа своими руками подъемно-поворотных и секционных ворот имеет свои особенности. Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант, исходите не только из собственных предпочтений, но и из размеров вашего гаража.
Уделите особое внимание материалу, из которого будут выполнены направляющие. Это должен быть металл достаточной толщины, тогда элементы смогут справиться с весом дверного полотна. Высокой надежностью должно обладать и дверное полотно , однако, при желании вы можете оформить его внешнюю часть при помощи пластика. Благодаря подобному решению вы придадите ему современный вид, что сделает его максимально схожим с заводским вариантом.
Будьте особенно аккуратны с роликами, так как среди всех элементов конструкции они меньше остальных защищены. Во время их установки убедитесь, что они закреплены максимально надежно. Однако вначале следует определиться с подходящим вариантом роликов. Учитывая, что они выполняют роль движущегося элемента конструкции ворот
, их характеристики прочности будут самыми низкими.
Большинство владельцев чаще всего ограничиваются установкой одного либо двух роликов. Лучше всего, если вы выберете систему роликов, состоящую из большего количества элементов. Действуя подобным образом, вы сможете рассчитывать на их высокую надежность, при этом, если один ролик сломается, то это не скажется на работе всей конструкции. Ворота будут функционировать без видимых изменений, а вы получите возможность подыскать подходящую замену.
Установка подъемных ворот своими руками - эффективное решение проблемы защиты гаража, которое, помимо всего прочего, обеспечит вам комфорт при пользовании ими. Выполнить эту работу в состоянии любой владелец. Но здесь, как и в любом другом деле, важно уделить особенно тщательное внимание нюансам. Решив сделать гаражные ворота подъемного типа своими руками, тщательно подойдите к выбору материалов, которые должны обладать высокими характеристиками прочности.
Также важно в точности соблюдать технологию монтажа , учитывая особенности гаража. При условии выполнения всех рекомендаций вы сможете рассчитывать, что ваши новые гаражные ворота будут служить на протяжении длительного времени, не требуя большого внимания по их обслуживанию.
В гараж можно поставить любые ворота, в том числе и популярные подъёмные. Несмотря на сложность конструкции, ничего трудного в монтаже нет. При большом желании и наличии необходимого инструмента изготовить подъёмные гаражные ворота своими руками вы сможете без проблем.
Особенности гаражных подъёмных ворот
Ворота, которые не открываются, как двери, а уходят под потолок, собираются из нескольких частей:
- костяка из прочных элементов;
- цельной створки, вставленной в раму;
- узла возвратной пружины;
- механизма для изменения положения створки.
Такая конструкция пользуется большим спросом у владельцев гаражей, поскольку имеет массу достоинств.
Преимущества
Подъёмные ворота характеризуются следующими положительными качествами:
- компактностью - конструкция занимает меньше пространства в гараже и рядом с ним;
- простотой сборки и монтажа;
- автоматическим открыванием, чего можно добиться при оснащении ворот приводом;
- свободным подъёмом створки, благодаря чему нет необходимости убирать снег перед входом в гараж;
- бесшумностью, которую гарантирует особый механизм перемещения полотна ворот.
Несмотря на имеющиеся у подъёмных ворот достоинства, некоторые хозяева гаражей находят веские аргументы против их установки.
Недостатки
Заставить владельца гаража изменить решение относительно оснащения гаража подъёмными воротами могут следующие минусы этой конструкции:
- малая степень защищённости от проникновения злоумышленников;
- неспособность удержать тепло;
- запрет на частый подъём и опускание створки;
- возможность установки только в проём в форме прямоугольника;
- необходимость полной замены полотна при его повреждении.
На определённые недостатки подъёмных ворот можно закрыть глаза. Некоторыми автовладельцами игнорируется то, что дверная конструкция, уходящая кверху, монтируется лишь в прямоугольный проём. Дело в том, что этот недостаток компенсируется широкими возможностями в отделке полотна. Например, в створку подъёмных ворот для гаража могут быть встроены маленькие окна, сделанные из стекла, содержащего в толще проволочную сетку.
Принцип движения створки (поворотный, откидной, складной механизмы)
Ворота, которые уходят к потолку, позволяя автомобилю заехать внутрь гаража, выглядят как плоское полотно, полностью заполняющее проём. Чтобы оно легко поднималось, его должна поддерживать жёсткая рама, надёжно прикреплённая к стене помещения. Створка подъёмных ворот двигается вверх или вниз по боковому профилю, который выполняет функцию направляющей.
Сдвигаться полотно с места заставляет особый механизм, состоящий из пружин, рычагов и роликов. Створка, которую привели в движение эти элементы, поднимается по направляющим и уходит кверху, после чего медленно принимает горизонтальное положение и становится параллельна потолочному перекрытию.
Лёгкий и быстрый подъём полотна вверх обеспечивают пружины. Когда ворота заперты, они растягиваются. А в сжатое состояние их приводит открытие дверной конструкции. Пружины и все остальные элементы механизма перемещения цельной створки ворот можно принудить выполнить свою задачу как вручную, так и автоматически.
Открытие подъёмных ворот одним нажатием кнопки осуществляется за счёт электрического привода, которым необходимо специально оснащать дверную конструкцию.
Подготовка к устройству стандартных ворот для гаража
Первая задача, которую нужно выполнить владельцу автомобиля, загоревшемуся идеей сделать подъёмные ворота, – это составить чертёж. Обойтись без него не получится, так как именно от него зависит конечный результат работы.
Чертёж с обозначенными размерами
Схема с указанием всех размеров - это документ, способный уберечь от изготовления перекошенных ворот. Кстати, при сооружении подъёмной дверной конструкции желательно иметь под рукой не только простое схематическое изображение ворот, но и план с их изометрической проекцией.
По размерам подъёмная дверная конструкция должна быть на 10 см больше длины проёма. Добавив к параметрам ворот эти сантиметры, получится избежать появления щелей между подъёмной конструкцией и стенами гаража. Большое помещение может потребовать изготовления ворот с габаритами 6х2,2 м. А сам каркас, создаваемый из стальных или деревянных элементов, следует изготавливать, учитывая размеры проёма.
Закончив с составлением чертежа, надо вооружиться ручкой и записной книжкой, чтобы отметить в ней, что понадобится в процессе изготовления подъёмных ворот.
Как правильно выбрать материалы
Чтобы поставить в гараж подъёмные ворота, необходимо подготовить:
- 2 деревянных бруса, имеющих сечение 100х100 мм и 120х80 мм, или прочные стальные профили;
- уголки толщиной 4 мм с параметрами 4х4 см;
- швеллер 40х80 мм;
- прут из стали, диаметр которого составляет 0,8 см;
- 2 пружины, имеющие внутренний диаметр 3 см;
- 2 подвижных кронштейна;
- анкерные болты и саморезы;
- ролики;
- трос или цепь.
Больше всего требований предъявляется к материалу, из которого будет изготавливаться само полотно. Для создания подъёмной (она может быть складной и откидной) створки подойдут доски, имеющие толщину не менее 2,5 см, профнастил и панели из пластика. Можно сделать полотно из обычных сэндвич-панелей. Таким же хорошим материалом считаются дощатые щиты.
Полотно поднимающейся дверной конструкции нельзя изготавливать из цельного массива дерева. В противном случае створка получится тяжёлой. К тому же под дождём и снегом она будет отсыревать и набухать.
Если после изготовления полотна для ворот хозяин гаража намеревается утеплить их, то он может воспользоваться базальтовой ватой или пенополистиролом. Эти материалы соответствуют требованиям противопожарной безопасности. Утеплив дверную конструкцию, можно обшить её оцинкованным стальным листом, который защитит металлические детали ворот от ржавчины.
Необходимые инструменты
Для замеров потребуется металлическая лента с делениями (рулетка), строительный уровень и уголок. В дальнейшем понадобятся:
- углошлифовальная машина для разглаживания металла после сварки;
- сварочный аппарат;
- электрический лобзик, который пригодится для распила и обработки деревянного бруса;
- дрель, чтобы проделывать в материалах отверстия;
- шуруповёрт для оснащения полотна крепёжными элементами;
- молоток, набор отвёрток и гаечных ключей.
Как изготовить подъёмно-складную конструкцию ворот своими руками
Чтобы изготовить ворота, при открытии уходящие к потолку, потребуется по очереди выполнить следующие действия:
- Подготовить проём для конструкции, то есть вставить в половое покрытие на глубину 2 см вертикальные опоры, которыми станут отрезки бруса 120х80 мм, и прикрепить их анкерными болтами.
- Собрать раму конструкции, для чего необходимо на расстоянии, равном длине гаражных ворот, установить горизонтальную балку в таком положении, чтобы она была параллельна перекладине проёма.
- Сварить из 4 металлических уголков две направляющих рельсы, по которым позже станут проходить ролики, прикрепляемые к створке, и приделать их с использованием саморезов и металлической фурнитуры к балкам, расположенным вверху.
- Соорудить каркас полотна. Для этого приварить квадратные профили из металлических уголков, соединить их друг с другом и прикрепить к готовой коробке диагональных балок.
- Оснастить углы вверху рамы для полотна роликами, для чего надо воспользоваться дрелью и крепёжными элементами.
- Обшить каркас ворот антикоррозийным материалом, используя саморезы.
- Оборудовать вертикальные опорные балки подвижными кронштейнами, установив на них швеллеры данных механизмов.
- Прикрепить к низу балок, а точнее, к подвешаным кронштейнам и оконечности швеллеров по пружине.
- Повесить на изготовленную раму готовое полотно.
После этого следует позаботиться о защите гаража от проникновения злоумышленников, оборудовав его замками и защёлками. Стоит подумать и о том, как и чем утеплить самодельные подъёмные ворота.
Как утеплить гаражные ворота
Гараж можно уберечь от потери тепла, если изнутри покрыть подъёмные ворота пенопластом. Этот материал характеризуется высокой жёсткостью, не впитывает сырость и не позволяет выходить наружу тёплому воздуху. Качество пенопласта, несмотря на невысокую цену, сомнений не вызывает. К тому же с этим материалом легко работать, ведь он мало весит.
Предварительно необходимо обработать все дыры между рамой и полотном посредством монтажной пены. Этот хитрый приём убережёт гараж от потери тепла через дверную конструкцию и возникновения сквозняка. Затем нужно промазать створку ворот грунтовкой или краской, защищающей от ржавчины. Когда покрытие высохнет, можно будет приступать к теплоизоляции дверной конструкции.
Пенопласт можно укладывать на металлическую поверхность ворот или просовывать между лагами обрешётки. Если по душе пришёлся первый вариант, то утеплитель надо будет просто приклеивать к створке. А при выборе второго способа укладки пенопласта, первым делом потребуется создать каркас из деревянной вагонки, а уже потом заниматься утеплением.
Позже, чтобы ворота без труда открывались и закрывались, рекомендуется отрегулировать натяжение пружины посредством накручивания гайки. Если это не помогло, можно изменить место фиксации этого элемента. Подъёмные ворота будут опрокидываться легко, если снаружи на расстоянии менее 1 м от земли оснастить их дверной ручкой.
Видео: как сделать самые простые самодельные подъёмные ворота
Главное условие удачного завершения работ по сооружению подъёмных ворот - это правильные предварительные расчёты. Кроме этого, чтобы поставленная в гараж дверная конструкция вызывала гордость, а не сожаление, нужно браться за её изготовление, имея навыки в строительстве.
Монтируем подъемно-поворотные ворота для гаража своими руками
Подъемно-поворотные ворота – это самый удобный, надежный, практичный, но довольно дорогостоящий вид ограждающей конструкции для гаража. В открытом положении они принимают горизонтальное положение и немного выдвигаются вперед, образуя небольшой козырек над въездом.
О их плюсах и минусах, а также самостоятельной установке пойдет речь в этой статье.
Достоинства и недостатки данного вида ворот
Подъемно-поворотная конструкция обладает несколькими явными преимуществами перед остальными видами гаражных ворот:
- прочное цельное полотно обеспечивает надежную защиту от постороннего проникновения и взлома;
- характеризуется высокой устойчивостью к коррозии и другим негативным последствиям воздействия внешней среды (при соблюдении технологии изготовления и рекомендаций по выбору материалов);
- не требует места для открывания;
- в открытом состоянии не занимает полезное пространство;
- предполагает отделку разными облицовочными материалами, допускает декорирование любыми вставками и панелями;
- может утепляться специальными пенополистирольными панелями;
- может открываться вручную или оборудоваться автоматической системой открывания;
- подходит для установки в одинарных и в двойных гаражах.
Недостатки подъемно-поворотных ворот в основном связаны с некоторыми ограничениями и особенностями самой конструкции, которые выражаются в следующем:
- она может устанавливаться только в прямоугольные проемы;
- в открытом состоянии уменьшает высоту проема (ориентировочно на 20 см).
- цельное полотно ворот делает невозможным ремонт отдельных участков – в случае повреждения требуется полная замена всего элемента;
- ворота оснащаются пружинным механизмом, который рассчитан на определенную массу конструкции, поэтому при выполнении теплоизоляции следует учитывать вес утеплителя: если масса утепленных ворот значительно возрастет, необходимо устанавливать противовесы;
- между полотном и рамой возможно наличие щелей, которые устраняются с помощью резинового уплотнителя, но такие ворота рекомендуется устанавливать только в неотапливаемых гаражах.
Принцип работы ворот
Конструкция подъемно-поворотных (щитовых) ворот отличается довольно простым устройством. Она состоит из рамы, полотна и направляющих, по которым она поворачивается вокруг своей оси , переходя из вертикального в горизонтальное положение и обратно.
Основу составляет стальная рама, которая закрепляется в проеме гаража или за ним и является ведущей частью при движении ворот. Для ее изготовления обычно используются трубы прямоугольного сечения.
При открытии ворот задействуется роликовый механизм и подъемные рычаги, с помощью которых створка ворот движется по направляющим, а затем фиксируется под потолком гаража. Нижняя часть полотна поднимается вверх и образует козырек над проемом гаража. Компенсационные пружины в закрытом положении ворот растягиваются, а при открытых воротах остаются свободными.
Ворота в открытом положении
Механизм открывания данного вида ворот бывает двух типов:
- Шарнирно-рычажковый – простой, надежный и самый популярный механизм, обеспечивающий простое движение щита и предотвращающий его блокировку. Обязательные требования: тщательная регулировка натяжения пружин и высокая точность монтажа направляющих.
- На противовесах – этот механизм состоит из троса, прикрепленного к нижним углам рамы и проходящего через блок, а также противовеса, установленного на противоположном краю лебедки. Данный механизм рекомендуется использовать для массивных ворот с большим весом.
Управление щитовыми гаражными воротами может быть ручным или с использованием электропривода (как правило, на дистанционном управлении).
Выбор материалов
Материалы для подъемно-поворотных гаражных ворот следует выбирать в зависимости от механизма и используемого полотна створки. Для самых простых ворот, которые можно изготовить своими руками, потребуются (все измерения даны в сантиметрах):
- деревянные бруски: для коробки сечением 12х8, потолочный – 10х10;
- штыри металлические;
- уголок: для рамы — 3,5х3,5х0,4, для рельс — 4х4х0,4 см;
- швеллерный кронштейн 8х4,3х0,5;
- пружина с внутренним диаметром 3 см;
- прут металлический сечением 0,8 (для регулятора натяжения);
- электропривод (если предусмотрена автоматизация ворот);
- полотно.
В качестве полотна можно использовать щит из досок, оббитый металлом, цельное полотно или сэндвич-панель.
Для самостоятельно изготавливаемых ворот оптимальным вариантом является дощатый щит, оббитый оцинкованным железом и покрытый защитным составом. Для теплоизоляции можно использовать пенополистирол, пенопласт или утеплитель в матах, а для улучшения внешнего вида – облицевать готовые ворота деревянными панелями или пластиком.
Самостоятельно собранные ворота
Необходимые инструменты для работы
Для самостоятельной установки гаражных ворот подъемно-поворотного типа потребуется традиционный набор инструментов:
- уровень;
- молоток;
- карандаш;
- дрель;
- гаечные ключи;
- отвертки;
- сверла;
- болгарка;
- сварочный аппарат.
Первым шагом в установке ворот является их проектирование. Для этого необходимо замерить проем и самостоятельно составить эскиз или подобрать готовый чертеж .
Чертеж подъемно-поворотных ворот
После этого приобретаются материалы, инструменты и начинается непосредственная работа по изготовлению ворот:
- Собирается коробка из брусков, которые скрепляются между собой угольниками или металлическими пластинами.
- Коробка фиксируется в проеме и крепится штырями, низ примерно на 2 см заглубляется в стяжку пола.
- Собирается полотно ворот: рама обшивается щитом и закрывается листовым металлом.
- Из уголка изготавливается опора механизма, в одной полке просверливается два отверстия диаметром 1 см для фиксации к продольным стойкам, в другой – еще три под крепления пружинного кронштейна. Для крепления швеллерного кронштейна, используемого как опора для пружины, в одной из полок просверливается 3 отверстия.
- Кронштейн и пружина соединяются с помощью регулировочной пластины, изготовленной из полоски железа. Крайние витки пружины используются в качестве зацепов, а к низу присоединяется регулятор натяжения из прутка. С одной из сторон получается кольцо, с другой – нарезается резьба.
- Шарнирный узел снизу изготавливается из уголка с отверстием (0,85 см) и приваривается к раме между нижним ребром и серединой отверстия для рычага механизма подъема на расстоянии 12 см.
- Пластина с отверстием для регулятора натяжения приваривается к торцу рычага.
- Изготавливаются рельсы для движения щита: составляются 2 уголка, и края их полочек свариваются таким образом, чтобы внутреннее пространство между их вершинами равнялось 5 см.
- Один конец такой рельсы приваривается к пластине с отверстиями. Между осевой линией направляющего и нижним ребром поперечины должен остаться промежуток 8 см. Куски швеллера привариваются к другим краям рельс на расстоянии 14-15 см. Швеллер крепится к потолочному бруску с помощью болта.
После окончания сборки конструкция окрашивается для придания ей эстетичного вида, труднодоступные места рекомендуется окрасить перед сборкой.
- для сборки деталей рекомендуется использовать сварку, что снизит необходимость в крепеже и сверлении отверстий;
- высота проема ворот не должна быть меньше, чем 2,2 метра, а расстояние от верхней части проема до потолка – 0,35-0,5 метра;
- если подъем низкий, барабан следует располагать сзади;
- в нижнем профиле полотна должен быть паз, в который устанавливается уплотнитель;
- вес полотна – очень важный параметр, его оптимальное значение составляет 100 кг;
- в качестве привода можно установить реверсивную самоблокирующуюся лебедку (220 В, 350 Вт, тяговое усилие – 125 кг);
- для обустройства автоматики можно воспользоваться автомобильной сигнализацией.
Для удобства эксплуатации полотно можно изготовить со вставками из полупрозрачных материалов, что увеличит количество света, а также оснастить стопорными устройствами и системами безопасности, защищающими от защемления или предотвращающими взлом.
Самодельные подъемно-поворотные ворота – это самая экономная возможность закрыть проем гаража, не ограничивая функциональность, удобство пользования и оригинальность их дизайна.
На видео — подробный рассказ о самостоятельном изготовлении подъемно-поворотных гаражных ворот: