Инновационный проект: пример, разработка, риски и оценка эффективности. Инновационные проекты в школе или в бизнесе. Образовательные проекты: темы, разработки, примеры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 64»
630066, город Новосибирск-66,
улица Чемская, 38,
тел: 317-17-47,
E-mail -
На конкурс инновационных проектов
«Инновации в образовании»
Номинация «Обеспечение процесса реализации ФГОС»
Проект
« Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО»
Миронова Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
педагог-психолог, первая квалификационная категория
г. Новосибирск 2017
Аннотация стр.3
Актуальность исследования, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи стр.4
Гипотеза исследования, методы исследования стр. 6
Характеристика образовательного учреждения стр.7
Педагогические условия реализации проекта стр.8
Методологические основы реализации проекта стр.9
Нормативно-правовая база проекта стр.10
Этапы реализации проекта стр.10
Предполагаемые результаты стр.11
Способы оценивания результатов стр.12
Методы реализации проекта стр.14
Рабочий план реализации проекта стр.20
Социальное партнёрство стр.24
Ресурсы проекта стр.25
Результаты исследования стр.26
Заключение стр.29
Источники информации стр.30
Аннотация
Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника.
Проект «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности» представляет технологию интеграции урочных и внеурочных занятий школьников.
Проект рассчитан на 4 года (учащиеся 5-9 классов). Создан на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
В центре внимания психологические особенности школьников, использование базовых потребностей подростка с целью переакцентуации на позитивные духовно-нравственные ценности. В «Концепции» говорится: «Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью»
В проекте представлены творческие задания с учётом возрастных особенностей ребёнка, в соответствии с требованиями программы по русскому язык. Предложены варианты подбора текстов для изложений, диктантов, словарной работы, работы с текстом. Варианты работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся на уроках литературы, подобраны видеоматериалы для обсуждения на классных часах, на дополнительных уроках.
Актуальность исследования
Сегодня востребована личность, не только способная к самоорганизации, самоопределению, личностному творчеству, диалогическому общению, владеющая культурой взаимопонимания и взаимодействия, но и наделенная высшими нравственными смыслами, а значит – духовностью.
В нормативно-правовых актах ребенок определен главной ценностью образования, но только духовно развитая личность способна решать сложнейшие задачи созидательного развития общества. В связи с этим в современной личностно ориентированной педагогике особую значимость приобретает поиск оптимальных путей духовно-нравственного развития учащихся.
Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.
Объект исследования: взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся-подростков по их духовно-нравственному развитию на уроках русского языка и литературы, на уроках развития речи в курсе русского языка, а также на классных часах и дополнительных уроках.
Предмет исследования: содержание и виды педагогической деятельности, обеспечивающие процесс духовного развития и становления учащихся в процессе изучения русского языка, литературы и внеурочной деятельности.
Цель исследования: Обоснование педагогических условий целостного духовно-нравственного развития подростков.
Задачи:
дать теоретическое обоснование закономерностей и возрастных особенностей духовно-нравственного развития личности с учетом психологии и педагогики;
выявить совокупность педагогических условий, интенсифицирующих процессы духовно-нравственного развития подростков;
разработать систему творческих заданий на уроках развития речи в курсе русского языка, способствующих развитию духовности и субъектности подростков в учебном процессе;
для уроков литературы и внеурочной деятельности подобрать материалы (тексты, творческие задания, видеоматериалы), способствующие осмыслению нравственных понятий, формированию системы ценностей и личностных установок подростка.
Гипотеза исследования
Данный метод деятельности подростков на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности будет действенным средством духовно-нравственного развития личности.
Методы исследования
Экспериментальные
Диагностические
Беседы с учащимися
Наблюдение
Сопоставительный анализ творческих работ и реального поведения на разных этапах личностного и возрастного развития
Фиксирование результатов
Характеристика образовательного учреждения
Школа №64 располагается в спальном районе на Северо-Чемском жилом массиве города Новосибирска. Это одна из старейших школ города. Дата основания -1908 г.
В нашем учебном заведении обучается 957 учащихся: 17 классов начальной школы, 16 классов основной школы, 3 класса средней школы. Число преподавателей составляет 54 человека. Это квалифицированные, хорошо владеющие методикой преподавания специалисты. Под руководством педагогов учащиеся добиваются успехов на предметных олимпиадах, в творческих и спортивных соревнованиях разных уровней.
Школа принимает участие в различных конкурсах и проектах:
районном и городском конкурсах профессионального мастерства «Педагог года», «Классный руководитель», «Молодые надежды» (дипломы лауреатов и победителей);
пилотном проекте «Внедрение ФГОС ООО», пилотной площадки инновационного образовательного проекта «Консалтинговый центр по внедрению ФГОС» (с 2012 года).
На сегодняшний день в пилотный проект «Внедрение ФГОС ООО» вовлечены 287 обучающихся 5-8 классов, что составляет 70% основной школы, 40 педагогов, что составляет 82 % педагогического состава и более 500 родителей.
Школа работает в инновационном режиме: в 2012 – призер районного конкурса «Лучшее общеобразовательное учреждение Кировского района», 2013- лауреат районного конкурса инновационных проектов в номинации «Одаренные дети»; городская пилотная площадка «Внедрение ФГОС ООО», 2014 - победитель и лауреат районного конкурса «Инновационные методики и технологии в обучении».
Педагогические условия реализации проекта
Педагогические условия подразумевают систему определенных приемов организации педагогической среды, активизирующих процессы творческого личностного развития:
предложение тем сочинений и этюдов, побуждающих к выражению в слове внутреннего мира;
обучение посредством образов и историй, активным участником которых является сам ребенок;
выполнение ряда гештальт-правил: «здесь и сейчас» «как будто» и др.;
использование психологических механизмов внешнего и внутреннего проецирования «фигура-фон», а также новых, оригинальных жанров творческих работ.
В ходе изучения литературных произведений школьники обогащают свой внутренний мир путём осмысления духовно-нравственного богатства отечественной и мировой культуры, что является важным компонентом общего духовного развития. Но, осмысление «чужого» духовного опыта недостаточно для становления индивидуальных свойств и развития каждого ребенка. Необходим еще и свой собственный духовно-личностный опыт. Приобретению его в условиях школьного обучения, способствуют творческие задания, обращенные непосредственно к началу - Я ребенка и активизирующие его личностное развитие.
Просмотр видеоматериалов способствует осмыслению подростками явлений окружающей действительности и собственного внутреннего мира, «переживанию» и «проживанию» собственного опыта.
Важное методологическое значение для определения педагогических условий духовно-нравственного развития подростков имеет педагогическое взаимодействие, основанное на принципах доверия и творчества. Творчество дает возможность самовыражения и самореализации, доверие - важное условие реализации личностных потенциалов подростков.
Методологические основы реализации проекта
Их отражают принципы личностно ориентированного образования:
принцип природосообразности,
культуросообразности,
индивидуально-личностного подхода,
ценностно-смысловой направленности образования.
Свойства личности не «задаются», а «востребуются»- педагогическая поддержка опирается на внутренние источники развития ученика. Ученик самоценен, значим таким, каков он есть.
Предлагается многообразие вариантов знаний и образцов поведения, обращаясь к природной потребности человека выбирать - это способствует выражению внутреннего мира личности. Мир открывается ученикам благодаря работе их сознания, учитель не преподносит его в готовом для понимания виде, а работает с мирами сознания ученика.
Нормативно-правовая база проекта
Этапы реализации проекта
1 этап Поисково-подготовительный (2012-2013 г.)
Процесс сбора и систематизации теоретического материала по проблеме исследования, разрабатывались программа и методы диагностики духовно-нравственного развития школьников.
2 этап Опытно-экспериментальный (2013-2016)
Проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на духовное развитие и становление подростков в единой образовательно-воспитательной системе.
3 этап Теоретико-обобщающий (2016-2017)
Осуществлялся анализ полученных данных, обобщались результаты исследования.
Предполагаемые результаты
Уровень духовного развития можно представить как последовательное движение по ступеням усложняющейся деятельности самосознания подростка:
Самовыражение .
Самопознание.
6 класс (11-12 лет) младшие подростки; подростки, входящие в предкризисный период развития. Осознание жизни своей души, умение определять ее соответствие/несоответствие нравственным законам, овладеть способностью регулировать свои душевные движения.
Самопонимание и самооценка .
7 класс (12-13 лет) - интенсивное нарастание кризисных моментов развития. Понимать смысл нравственных категорий, их значение для человека, ориентация подростка на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу, формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта, осознание себя как члена общества, отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на внутренние критерии, познание других людей и себя.
8 класс (13-14 лет)- переосмысление своего места в обществе, своего значения, своей позиции, своих возможностей, идентификация себя с социумом. Самоутверждение, умение высказывать свою точку зрения, умение управлять собственным мышлением, осознание самого себя. Формирование ценностного отношения к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе. Постижение духовных законов, становление личностной позиции, духовному отношению ко всему многообразию бытия.
Самоактуализация и саморазвитие.
9 класс Позиция "Я - главный" меняется на позицию "Что Я значу".
Способы оценивания результатов
Самопознание (низкой, средней и высокой степени) - «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой
Самопонимание и самооценка (адекватная, заниженная или завышенная) – тест « Определение уровня самооценки»
Саморегуляция и самокоррекция (внутренняя и внешняя, проявляющаяся в реальном поведении) - Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36
Самоактуализация и саморазвитие (деструктивное, статичное, слабодинамичное, среднединамичное, высокодинамичное)- «Оценка способностей к саморазвитию»
Результаты оцениваются также методом оценивания творческих работ, наблюдения и личного собеседования с ребёнком.
Методы реализации проекта
Под духовно-нравственным развитием подразумевается содержательное становление личности ребёнка, формирование у него системы ценностей, определяющих позицию человека в отношении конечных вопросах бытия, смысла жизни, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
На каждом уровне духовного развития можно представить как последовательное движение по ступеням усложняющейся деятельности самосознания подростка.
Особую актуальность вопросы духовного развития и становления личности приобретают в подростковый период, который сопровождается активным развитием личностных свойств, становлением образа собственного Я, стремлением к самовыражению и самопознанию.
Главное содержание подросткового возраста составляет переход от детства к взрослости. Основная деятельность подростков - это деятельность интенсивного самопознания, которое неразрывно связано с деятельностью самовыражения и самооценки.
В школьном образовательном процессе преподавание такого предмета, как развитие речи в курсе русского языка, наиболее близкого к словесному творчеству и внутреннему миру человека, сориентировано в основном на формальную сторону развития письменной речи.
Считаю, что основным условием духовно-нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, осознание себя как человека, пробуждение нравственных чувств, эмоций, самоанализ внутренних состояний, формирование системы ценностей, поэтому я особое внимание уделяю урокам развития речи в курсе русского языка, а также тематике классных часов.
Наиболее остро вопросы духовно-нравственного развития встают в подростковый период, когда идут процессы активного самопознания. Младший подростковый период характеризуется сензитивностью к словесному творчеству как средству самовыражения и саморазвития.
В 5-ом классе предлагаю детям выполнение творческих заданий, направленных на осознание эмоциональной сферы, приобретение личного опыта восприятия действительности. Написание сочинений-миниатюр на темы: «Как звучит радость?», «Как пахнет день рождения?», «Какого цвета осенний (зимний, весенний, день)?» и т.д.
Выполнение творческих заданий «Рассказ от лица другого» - «Что рассказал раненый голубь?», «Что рассказал о себе котёнок Васька?» и т.д., - способствует развитию душевной чуткости, эмпатии. У ребёнка происходит преодоление «отчуждения» знания, часто происходит переоценка собственного поведения и отношения к окружающим, что отслеживается по детским сочинениям. Хорошим средством психодиагностики эмоционального состояния ребёнка является рассказ от имени любого предмета, находящегося в классе, например: «Я мел», «Я цветок», «Я школьная доска» и др.
В период (10 - 13 лет) у подростков появляется неосознанная потребность в духовно-личностном развитии. Идет интенсивный поиск собственного Я и выстраиваются взаимоотношения с другими Я.Подростку необходимо научиться осознавать жизнь своей души, уметь определять ее соответствие/несоответствие нравственным законам, овладеть способностью регулировать свои душевные движения, так как душевные способности выступают органами становления и способами реализации духовности человека.
В 6-ом классе предлагаю детям написать рассказ о самом себе с элементами самоанализа: «Когда я был маленьким», «Случай, ставший уроком», «Моё открытие» и др. Выполнение данных этюдных работ способствует самопознанию подростков. А также написание сочинений-перевоплощений «Я - последний осенний листок», «Я - летний дождь» . Написание этих работ даёт возможность ребёнку поразмышлять о своём месте в мироздании, развивать общее духовное мироощущение.
В 7-ом классе предлагаю выполнение творческих заданий, помогающих ребёнку понять разные стороны своей личности. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. «Моё Я такое разное», «Я - умный», «Я как друг». Сочинения-рассуждения на темы: «Из чего складывается дружба?», «Что порождает вражду?» и др.
Выполнение данных творческих работ учит детей понимать смысл нравственных категорий, их значение для человека, помогает сориентировать подростка на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу, способствует формированию системы ценностей и приобретению собственного духовного опыта.
Главной особенностью подросткового возраста является выход ребёнка на новую социальную роль, осознание себя как члена общества, постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Самосознание не только делает возможным более глубокое познание других людей и себя, но и перестраивает весь внутренний мир ребенка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом.
В 8-ом классе активно использую медиа- уроки . Просмотр социальных роликов: «Ценности современной молодёжи» «Доброта спасёт мир», «Современные герои России» и др.; социальных экспериментов проекта «Ракамакофо»: « Инвалидный приговор», «Деньги решают всё ?», «Ребёнок на холоде», «Безразличие к слепым» и др.); документальных фильмов: «Великая тайна воды», «Как слово наше отзовётся» и др.; художественных фильмов: «Класс коррекции», «Розыгрыш», «Класс» и др. вызывают неподдельный интерес у учащихся, дети с удовольствием включаются в дискуссию, впоследствии выполняют творческие работы, где высказывают своё мнение по заявленным проблемам, используя различные виды и жанры сочинений.
Удовлетворяется основная потребность подростка этой возрастной категории - потребность в самоутверждении, возможности высказывать свою точку зрения
Приобретенное с педагогической помощью умение управлять собственным мышлением может превратить рассудок из «врага» в «друга», обеспечивая тем самым доступ к осознанию самого себя. Нередко, подростки обращаются к вопросам поиска смысла своей жизни, то есть к ценностному отношению к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе.
Постижение духовных законов открывает подростку путь к становлению личностной позиции и его личному Я, духовному отношению ко всему многообразию бытия. Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя.
В 9-ом классе предлагаю детям самостоятельно подобрать интересующие их видеоматериалы, художественные произведения, темы для обсуждения, творческие проекты. Реализуется базовая потребность подростков этого возраста «Что Я значу?»
Слово является самым тонким, универсальным и действенным инструментом духовного развития . Обращаю внимание учащихся на богатство и высокую духовность русского языка, акцентирую, что некоторые слова русского языка не переводятся ни на один язык мира и являются исконно-русскими, например: добродетель, доблесть, благодарность.
На уроках русского языка я использую ряд текстов (диктанты, изложения, языковой, орфографический, пунктуационный анализ и др.), несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей жизни.
Для того чтобы помочь ребёнку осознать и осмыслить сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими, близкими и противоположными ему. При прохождении темы «Синонимы», «Антонимы» подходит приём, позволяющий понять сущность нравственного понятия через сопоставление, сравнение с другими, близкими и противоположными ему. Например: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, честь, достоинство, милосердие .
На уроках литературы особое внимание уделяю рассмотрению национального воспитательного идеала в разные исторические эпохи.
Так, при изучении Древнерусской литературы акцентирую внимание учащихся на такой компонент самосознания русского человека, как Образ Святой Православной Руси . Самые высокие ценности в христианской традиции - взаимная любовь Бога и человека и человеколюбие . Эти высшие ценности определяют содержательную значимость остальных нравственных категорий: милосердия; доброжелательного, ответственного отношения к другим; доброты, щедрости, отзывчивости, умения прощать, принимать окружающих такими, какие они есть, без осуждения и злословия и т.д..
При изучении литературы 18-19 века обращаю внимание на нравственные правовые нормы того времени, главной из которых была забота об Отечестве . Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность рассмотреть основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода, ответственность , обсудить «вечность» многих нравственных тем.
Особое внимание уделяю рассмотрению личностных качеств героя художественного произведения, сравнительному анализу позитивных и негативных свойств личности. Например, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - хороший пример для таких нравственных понятий, как честь, достоинство, гордость, самоуважение . При прочтении повести «Станционный смотритель» обращаю внимание на духовно-нравственную проблематику: гуманность, человечность, человеколюбие. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина позволяет поразмышлять над такими нравственными понятиями как любовь, верность, нравственный идеал.
Предлагаю детям самостоятельно дать определения понятиям, это даёт возможность более глубокого осмысления и понимания его сущности. Например, самостоятельно дать определение понятиям любовь, счастье, благодарность и др. подобрать к ним глаголы, прилагательные, причастия. В 7-9 классах написать сочинения- рассуждения, раскрывая смысл этих понятий.
Организация целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника предполагает интеграцию урочной и внеурочной деятельности. На классных часах предполагается просмотр и обсуждение видеоматериалов, работа над которыми будет продолжена на уроках развития речи в курсе русского языка, а также на уроках «Искусство общения», «Элективный курс русского языка». Проведение классных часов о ВОВ, о России, о Святой Руси предполагает последующие творческие задания на уроках русского языка и литературы, на уроках «Искусство общения», «Элективный курс русского языка». Экскурсии в «Приют бездомных животных», на Монумент Славы, в музеи г. Новосибирска и т.д. с последующим обсуждением и оформлением собственного мнения, используя полученные знания на уроках. Написание творческих проектов и выступления на НПК школьного и районного уровня.
Рабочий план для реализации проекта
Самовыражение
5 класс (10 - 11 лет) - переход от детства к младшей подростковости.
Творческие работы: «Как звучит радость?», «Как пахнет день рождения?», «Какого цвета осенний (зимний, весенний, день)? «Рассказ от лица другого» - «Что рассказал раненый голубь?», «Что рассказал о себе котёнок Васька?», «Я брошенная собака», «Я бездомный котёнок». Психодиагностика - рассказ от имени любого предмета, находящегося в классе, например: «Я мел», «Я цветок», «Я школьная доска» и др.
Видеоматериалы: Художественные фильмы: «Щенок», «Белое безмолвие». Клипы: «Чудесные спасения животных», «Бумеранг добра»
Классные часы : « Доброта как категория вечности » , «Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках» «Верные друзья человека», «Мы в ответе за тех, кого приручили», классные часы о ВОВ .
Диагностика - Самовыражения (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам учащихся
Предполагаемые результаты
Развитие душевной чуткости, эмпатии. Преодоление «отчуждения» знания, переоценка собственного поведения и отношения к окружающим, поиск собственного Я и выстраиваются взаимоотношения с другими Я.
Самопознание
6 класс (11-12 лет)- младшие подростки; подростки, входящие в предкризисный период развития.
Творческие работы: Рассказ о самом себе с элементами самоанализа: «Когда я был маленьким», «Случай, ставший уроком», «Моё открытие»
Написание сочинений-перевоплощений «Я - последний осенний листок», «Я - летний дождь».
Видеоматериалы: Док. фильмы «Как слово наше отзовётся», «Великая тайна воды».
Классные часы : «Без друзей меня чуть-чуть», «Человек и природа», «Мусор на улице - грязь в душе», «Нарисуй свою мечту», классные часы о ВОВ.
Диагностика - Самовыражения (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам учащихся. «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой
Предполагаемые результаты
Осознание жизни своей души, умение определять ее соответствие/несоответствие нравственным законам, овладеть способностью регулировать свои душевные движения.
Самопонимание и самооценка
7 класс (12-13 лет) - интенсивное нарастание кризисных моментов развития.
Творческие работы: «Моё Я такое разное», «Я - умный», «Я как друг», «Из чего складывается дружба?», «Что порождает вражду?», «Счастливый человек»
Видеоматериалы : Социальные эксперименты «Доброта спасёт мир»
«Честь», «Лицом к лицу»Клипы:«Герой России Солнечников»Худож. фильмы: «Деточки», «Бен Икс»Док. фильмы «Дикие дети», «Один день Санька»
Классные часы : «Человек - существо социальное», «Умение владеть собой»,
«О мужественности и женственности», «Как стать счастливым?», «Происхождение нравственности», классные часы о ВОВ, «Наши истоки»
Диагностика - Самовыражения (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам учащихся. «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой. « Определение уровня самооценки». Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36
Предполагаемые результаты
Понимать смысл нравственных категорий, их значение для человека, ориентация подростка на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу, формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта, осознание себя как члена общества, отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на внутренние критерии, познание других людей и себя.
Саморегуляция и самокоррекция
8 класс (13-14 лет)- переосмысление своего места в обществе, своего значения, своей позиции, своих возможностей, идентификация себя с социумом.
Творческие задания: Сочинения-размышления «Честь и достоинство», «Что побуждает людей жертвовать собой ради спасения других?», «Отношение к бездомным», «Подлый поступок», «Равнодушие».
Видеоматериалы : Клипы: «Современные герои России» и др.
Социальные эксперименты проекта «Ракамакофо»:«Инвалидный приговор», «Деньги решают всё?», «Ребёнок на холоде», «Безразличие к слепым».
Классные часы: «Мужественность и женственность», «Если друг оказался вдруг…», «Умение прощать – слабость характера или сила?», «Духовные подвижники России», «Герои России»,классные часы о ВОВ.
Диагностика - Самовыражения (оценивается по творческим работам учащихся). «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой.«Определение уровня самооценки».Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36. «Оценка способностей к саморазвитию»
Предполагаемые результаты
Самоутверждение, умение высказывать свою точку зрения, умение управлять собственным мышлением, осознание самого себя. Формирование ценностного отношения к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе. Постижение духовных законов, становление личностной позиции, духовному отношению ко всему многообразию бытия.
Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя.
Самоактуализация и саморазвитие
9 класс (14-15 лет) Позиция "Я - главный" меняется на позицию "Что Я значу".
Творческие задания : Сочинения публицистического стиля: статья, очерк, заметка в газету; сочинение-рассуждение, сочинение-размышление. Темы: «Любовь», «Счастье»,«Великодушие», «Доброта», «Смысл жизни»
и др.
Творческие проекты : «Социальные сети. Польза или вред?», «Школьный буллинг» , «Молодёжные субкультуры», «Подростки и родители. Возможно ли взаимопонимание?», а также проекты на интересующие подростков темы.
Видеоматериалы : Ролики: «Ценности современной молодёжи»
Худ. Фильмы: «Класс коррекции», «Класс», «Розыгрыш» и др.
Классные часы: «Россия-Духовная страна», «Русские Святые», «Кем быть? Каким быть», классные часы о ВОВ.
Диагностика - Самовыражения (оценивается по творческим работам учащихся). «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой). «Определение уровня самооценки». Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36). «Оценка способностей к саморазвитию»
Предполагаемые результаты
Постижение духовных законов открывает подростку путь к становлению личностной позиции и его личному Я, духовному отношению ко всему многообразию бытия. Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя.
Социальное партнёрство
Педагогический проект осуществляется в тесном сотрудничестве с МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №64, с социально-психологической службой МБОУ СОШ № 64, а также в партнёрском взаимодействии со следующими учреждениями:
Муниципальный психолого-педагогический центр «Пеликан»,
Новосибирский институт клинической психологии,
Психологическое консультирование «Доктор для души».
Ресурсы проекта
Методические, программные ресурсы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку и литературе;
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития.
Материально-технический ресурсИнформационно-библиотечный центр
Читальный зал, компьютеры с выходом в Интернет, современное книгохранилище
Компьютер, подключенный к Интернету
100%
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Документ-камера
Ноутбук
Офисная техника
Телевизор
Результаты исследования
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 64.
В исследовании приняли участие учащиеся 5-9В (28 уч.) класса.
Работа в данном классе как учителя русского языка и литературы, классного руководителя и педагога-психолога позволила частично апробировать данный проект и представить некоторые результаты. Необходимо отметить, что данный класс был самым слабым на параллели, социальный состав неоднородный, преобладали дети из неполных семей, были «опекаемые», многодетные, дети из неблагополучных семей. На момент начала исследования в классе были «изгои», «отверженные». Уже к окончанию 5 класса проблема «изгоев» была решена. Более того, в классе успешно адаптировались дети из других школ, перешедших в ОУ из-за травли одноклассников.
В настоящее время, по мнению пед. коллектива «дети 9В самые доброжелательные, открытые», «с ними приятно общаться», «спокойные», «никогда не позволяют себе пренебрежительных высказываний в адрес друг друга».
По мнению родителей, учащихся данного класса «…подростковый период протекал легче, чем у старшего сына…», «…я так боялась подросткового кризиса у своего ребёнка, но пока ничего страшного не вижу…», « … с дочерью могу поговорить по-взрослому, мне очень интересно с ней общаться…»
Как учитель русского языка и литературы могу отметить, что мотивация к изучению предмета является стойко «высокой», особый интерес, конечно, взывает написание творческих работ, возможность «выразить себя», высказать свою точку зрения, а также написание творческих и исследовательских проектов социально-психологической, духовно-нравственной тематики.
Как классный руководитель с уверенностью могу заявить, что дети сориентированы на духовно-нравственные ценности (милосердие, доброта, толерантность, великодушие, умение прощать, уважение и др.), все учащиеся 9В класса умеют высказывать свою точку зрения, управлять собственным мышлением, осознавать самого себя, давать оценку и корректировать своё поведение и поведение своих одноклассников. Находятся в процессе постижения духовных законов, духовного отношению ко всему многообразию бытия, к чему, в принципе, и стремится человек всю свою сознательную жизнь.
Самовыражение (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам учащихся
Каждая творческая работа учащихся, начиная с 5 класса, оценивалась на предмет способности ребёнка сформулировать собственное мнение, собственное видение того или иного вопроса, данные заносились в таблицу, в конце года результаты суммировались.
Самоактуализация и саморазвитие (деструктивное, статичное, слабодинамичное, среднединамичное, высокодинамичное)
Оценка способностей к саморазвитию оценивалась по творческим работам учащихся, методом наблюдения и собеседования с ребёнком и при помощи методики: «Оценка способностей к саморазвитию»
Заключение
В данном проекте обозначена необходимость учета возрастных этапов духовно-нравственного развития ребёнка. Необходимо создание пространства для выбора нравственных поступков, организации эмоционально-когнитивного процесса овладения духовно-нравственными ценностями. Важно помочь ребенку раскрыть мир человека с позиции высших общечеловеческих нравственных законов и через этот духовно-нравственный мир подвести его к самопознанию, разбудить совесть, ответственность, организуя учебный процесс так, чтобы каждый ребенок «прожил» свое образование в поиске ценностей, созидании, творческом труде, добрых делах.
Подтверждена гипотеза проекта, что данный метод деятельности подростков на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности будет действенным средством духовно-нравственного развития личности.
По результатам исследования видно, что цель и задачи данного проекта были достигнуты.
Проект был апробирован на учащихся 5-9В класса, диагностические исследования показали результаты, по которым можно судить о дальнейшем использовании данного метода на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности.
Источники информации
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку и литературе;
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития
Рудая.Т.И. «Педагогические условия духовно-субъектного развития подростков в процессе словеснотворческой деятельности»
portal-slovo.ru/pedagogy/43990.php
«Оценка способностей к саморазвитию»
Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36
Пока традиционное образование переживает кризис, сторонники новаторского подхода к получению знаний объединяют усилия в поисках свежих форматов. 28-29 октября петербургский образовательный стартап GameСhangers проводит конференцию Education Engeneering Days , на которой обмениваются опытом представители самых передовых открытых школ, университетов и образовательных летних лагерей из России, Финляндии, Дании, Великобритании и других стран. Участники проектов рассказали «Теории и практики» о своей философии, творческих экспериментах с образовательным процессом и планах на будущее.
Первый в России центр исследования науки и технологий, координирующий исследователей из России и всего мира. STS был создан в 2011 году и с тех пор успел наладить академические связи с университетом Корнелла, Массачусетским технологическим институтом, Институтом политических исследований (Scinces Po, Париж), университетом Экзетер (Великобритания) и Калифорнийским университетом в Дэвисе (UC Davis).
Лилия Земнухова и Любава Шатохина
научные сотрудницы центра
«Центр STS - это образовательная и исследовательская площадка. Он аккумулирует и распространяет передовые идеи, методы и теоретические подходы, которые сегодня существуют в сфере изучения науки и технологий. Сейчас на базе центра реализуются два проекта: совместный проект Государственного Эрмитажа и ЕУ СПб «Этнография музея» и исследование российских IT-специалистов («Russian Computer Scientists at Home and Abroad») при поддержке Министерства образования и науки РФ.
В рамках работы центра мы привлекаем к исследованиям молодых ученых, аспирантов и магистрантов. Они становятся нашими научными сотрудниками по итогам конкурса. Занятия ведут преподаватели разных факультетов ЕУ СПб, а также других российских вузов и исследовательских центров. Центр STS объединяет представителей самых разных дисциплин: антропологии, истории, социологии, политики. М
Обучение и проведение исследований в центре STS - это работа в научном коллективе, лекции, семинары, методологические коллоквиумы, конференции и выездные летние школы. Сейчас в рамках проекта «Russian Computer Scientists at Home and Abroad» также запланирована полевая работа в разных странах и стажировки в ведущих университетах мира. Наша задача - представить многомерную картину того, как работают и живут российские IT-специалисты на родине и за рубежом: в США, Великобритании, Финляндии, Германии, Израиле и Франции. В перспективе, ориентируясь на результаты исследований, мы хотим организовать и ряд практических инициатив, имеющих не только научно-исследовательское, но и социальное значение».
Алина Контарева
стипендиат центра STS
«Учеба и работа в центре STS пригодится тем, кто хочет заниматься правом, политикой в области технологий, научной журналистикой и образованием, экологической экспертизой и т.п. - то есть, работает в сферах, где необходима точка зрения гуманитарных наук на технологии, медицину и естественные науки. Поэтому если вы любите химию или программирование, а у вас диплом филолога, центр позволит найти точки пересечения между этими областями.
Помимо посещения тематических лекций и семинаров, участия в конференциях и чтения огромного количества литературы, каждый студент проводит собственные исследования. В рамках своей магистерской программы в ЕУ и учебы в STS я, к примеру, изучала коммуникативные практики, а также ломографию - в качестве кейса «возвращения» технологий. Сейчас я учусь по PhD-программе и принимаю участие в новом проекте центра, посвященном работе российских программистов на родине и за рубежом».
Peloton - трехгодичный проект, поощряющий сознательное использование энергии компаниями и потребителями. Задача сообщества - поощрять стартапы, которые создают продукты и услуги, позволяющие перейти на разумное потребление энергии.
Мария Ритола
сооснователь Peloton Club
«Peloton Club был основан Demos Helsinki - независимой компанией со штаб-квартирами в Финляндии и Швеции. Мы, ее создатели, имеем большой опыт в области энергетики, исследования климатических изменений, технологий и рынков, разработки концепций и развития каналов коммуникации.
Нехватка ресурсов и изменение климата создают бессчетное количество новых возможностей для предпринимателей, которые хотят помочь людям оптимизировать свои энергетические потребности. Peloton Club - это открытое, динамично развивающееся деловое сообщество. Это единственный в мире стартап, который фокусируется на разумном использовании энергии. Любой человек может присоединиться к нам - в одиночку или вместе со своей командой. Для этого нужно всего лишь иметь хорошую идею, чтобы затем воплотить ее в жизнь с помощью Peloton.
Цель нашего сообщества - снабдить потребителей продуктами и услугами, которые позволят им обеспечить для себя разумное потребление энергии. Фактически, мы создаем то, что помогает обществу перейти на экологически рациональный стиль жизни. А это значит, что Peloton меняет самые крупные и ресурсоемкие рынки мира: рынок товаров домашнего хозяйства, транспортный рынок и рынок продуктов питания.
В своей работе мы используем модель, в рамках которой главную поддержку команды оказывают друг другу сами.
Специально для Peloton Club мы в Demos Helsinki разработали программу под названием Peloton Summer Camp. Ее цель - предоставить стартап-командам пути для продвижения вперед. В рамках программы прототипы энергосберегающих концепций проходят несколько этапов тестирования. Одна из них проходит на Flow - крупном фестивале урбанистики в Хельсинки. А заключительная фаза программы включает в себя подготовку к посещению таких стартап-мероприятий, как Slush (крупнейшее подобное мероприятие в Северной Европе)».
The Public School в Берлине - это школа, в которой сетку расписания формируют сами студенты, оставляя заявку о желании изучать какой-то конкретный предмет на сайте. Студенты, также заинтересованные в изучении этого предмета, голосуют за его включение в расписание. В итоге администрация школы, проанализировав заинтересованность студентов, находит преподавателя и открывает курс. Школа не аккредитована и не выдает дипломы.
Фиона Гойс
член комиссии Public School в Берлине
«The Public School была создана в Лос-Анджелесе в 2007 году и с тех пор существует в нескольких странах по всему миру. The Public School Berlin открылась осенью 2007 года и продолжает работать в настоящее время. Школа обеспечивает основу для самообразовательной деятельности. Это открытая школа без жесткого расписания и учебной программы, в которой каждый при помощи интернет-платформы может сам предложить тот курс, который он хотел бы освоить.
Школа работает по следующей схеме: люди проявляют интерес к какой-либо выдвинутой участниками теме, и организаторы каждой школы анализирует их заинтересованность и открывает реальный курс по изучению того или иного предмета. В Берлине при поддержки The Public School еженедельно проводятся семинары различной тематики, встречи дискуссионных групп и открытые лекции. Каждый, кто принимает участие, может быть как и студентом, так и преподавателем, семинаристом, ведущим занятия на постоянной основе или периодически.
Что касается других вопросов о характере проекта, то поскольку у нас нет постоянного состава - как студентов, так и преподавателей, то говорить о каких-либо достижениях и планах школы очень трудно. Но можно точно сказать, что с 2010 года мы организовали около 50 различных занятий, и пока люди будут продолжать предлагать собственные курсы, школа будет работать и развиваться»
Pixelversity - это экспериментальная open-source платформа для развития людей, занимающихся дизайном, искусством, исследованием городского пространства и активистскими проектами. Организаторы проекта проводят независимые фестивали и акции, объединяющих различных арт-деятелей. Обучение проходит в форме в воркшопов, тренингов, семинаров и экспедиций.
Эндрю Патерсон
координатор и преподаватель образовательной программы Pixelache
«Можно сказать, что наша образовательная программа «Pixelversity» - это сочетание двух элементов: «Pixelache» + Diversity (разнообразие)/University. «Pixelache» - это слово, которое мы стали использовать в качестве термина для описания ощущения передозировки от цифровых медиа. Подобная передозировка очень легко происходит, если содержание медиа слишком скучно и монотонно, если форматы, инструменты и принципы освещения нового сходятся лишь к узким наборам опций. Так же, интерпретацией этого слова может быть - «боль» от чрезмерного цифрового влияния на повседневную жизнь. Мы хотим устранить эту боль. Достаточная мотивация, не правда ли?
Наш образовательный проект основан на обучении, построенном на обмене опытом людей, близких по интересам. Мы выступаем за трансдисциплинарность и хотим учить людей реализовывать свои проекты на практике и воплощать их вместе.
При помощи своих идей мы поддерживаем всех, кто хочет развиваться в широком круге экспериментального искусства, дизайна, проектных исследований, пытаясь содействовать как и образовательному процессу, так и практическому применению приобретенных навыков.
Мы проводим множество свободных и неформальных мероприятий с участием местных, региональных и международных специалистов, студентов и обычных людей. У нас нет никакой иерархии во взаимоотношениях между учителем и учеником - мы вообще не используем такие термины. За время нашего существования нам удалось расширить наши сети и начать проводить в разы больше открытых творческих мероприятий.
Мы могли бы прекратить делать нашу образовательную программу в любое время, но для нас важно продолжать работу. В 2014 году мы планируем заняться деятельностью связанной с медиа, переработкой материалов и преображением социально-городского пространства».
BarnCamp - летний образовательный лагерь для людей любого возраста, существующий с 2008 года. Он возник на базе проекта HacktionLab , объединяющего технологических активистов. Программа лагеря рассчитана на три дня и в нее включены семинары, дискуссии, практические сессии и лекции на тему новых технологий и их использования общественными и городскими активистами.
Мик Фазз
один из организаторов BarnCamp и летнего лагеря HacktionLab
«BarnCamp - это летний лагерь, со специфичной первоначальной целью: делиться знаниями о создании образовательного пространства не в пространстве города, а на лоне природы. С течением времени сформировалась более широкая цель проекта - собрать в одном месте людей, заинтересованных в программном обеспечении, интернет-технологиях и их влиянии на социальную жизнь людей.
Мы хотим предоставлять открытое образовательное пространство, в котором люди будут говорить о технологиях доступным языком, и в котором образовательные процессы будут сочетаться с весельем. BarnCamp - это не просто образовательная площадка, но и хорошее место для летнего отдыха на природе. Наш проект - как праздник, как фестиваль, где главную роль, вместо музыки, играют технологии. Мы хотим дать почувствовать сильный вкус технологического веселья.
Ежегодно в лагере принимает участие около 100 человек. И мы рады размеру нашего лагеря. Нам нравится, что создается доверительная атмосфера и что почти все участники программы успевают познакомиться между собой. Многие люди находят здесь единомышленников, с которыми после создают проекты, выпускают книги и запускают сайты. Так что это хорошее место для коллабораций.
Специально форсировать увеличение размеров лагеря мы не хотим, но с готовностью поможем другим людям устраивать подобные мероприятия, если они обратятся к нам за советом. Мы хотим делиться идеями».
The Kaospilots - это одновременно бизнес- и дизайн-школа, дающая разностороннее образование будущим творческим лидерам и предпринимателям. Она предлагает программы как для студентов, так и для состоявшихся специалистов.
Мортен Ноттельманн
выпускник и сотрудник школы
«Школа Kaospilots организована не так, как традиционные университеты или школы с постоянным штатом учителей. Наши студенты собираются в «команды», и у каждой команды есть свой тимлидер, который следит за общим благополучием команды и отдельных участников и курирует образовательный процесс в соответствии с нашим расписанием. Как правило, они не преподают сами, но приглашают гостевых педагогов по самым разным специальностям и работают в тесном диалоге с ними. Учебные семестры сильно различаются в зависимости от набора предметов и состава преподавателей.
Мы пытаемся возродить классический девиз легендарного педагога Песталоцци: «преподавать нужно руками, сердцем и головой». На практике это означает, что мы уделяем равное внимание мыслительному процессу, делам и ощущениям, сочетая короткие периоды теории с личными исследованиями и действиями, сопровождаемыми диалогами и осмыслением. Наши студенты учатся быть лидерами, занимаясь боксом и танцуя танго, развивают личную мотивацию с помощью рисования и стрельбы из лука, но у нас есть и более традиционные лекции. Воркшоп и исследование собственных возможностей - важные элементы в работе каждого класса. Также важно упомянуть, что мы стимулируем студентов «смотреть по сторонам». Это означает, что процесс обучения неформально происходит и между студентами: они делятся друг с другом разными навыками, которые не всегда входят в нашу официальную программу. Все студенты имеют 24-часовой доступ к нашим зданиям и помещения всегда гудят из-за импровизированных мастер-классов по чему угодно - от брейкданса до программирования.
У нас нет фиксированной целевой аудитории, но мы рады людям с открытым умом, добрым сердцем и большим запасом жизненных сил, что означает, что они не сдадутся в первый же момент, когда встретят сопротивление. Мы прежде всего хотим дать им знание своих возможностей, большую сеть профессиональных связей и набор отточенных навыков. В Kaospilots мы часто говорим своим студентам, что они не должны ожидать, что кто-то придумает вакансию специально для них. Если мы создаем свою программу образования, чтобы ответить на меняющиеся запросы рынка труда, мы не делаем им никаких скидок. Мы хотим, чтобы наши студенты были частью будущего и бросали вызов статусу-кво.
Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы распространить наши знания для более широкого круга людей. Сейчас у нас работают две школы - в Дании и Швейцарии, и мы хотим расширяться - особенно интересно узнать, что мы можем сделать в неевропейских частях света».
GameChangers - бесплатная межвузовская программа для студентов и представителей бизнеса, науки и государственной власти, которые хотят кому-то передать свой опыт. Сперва проект фокусировался только на вопросах IT-бизнеса, но сейчас открылись и другие направления: предпринимательство в области биоинформатики и биотеxнологий, цифровые производственные лаборатории, экосистема бизнеса, будущее образования.
Сергей Дмитриев
cоздатель GameChangers
«На английском название программы звучит так: Ad-hoc Education and Research Program GameChangers». Ad-hoc - это «по случаю», «по ситуации». В «геноме» GameChangers заложена способность быстро адаптироваться под контекст. Мы можем в любой момент изменить формат работы и часть тематических планов, заменить экспертов. Для современного образования это необычно. Сейчас университеты напоминают вокзалы, где программы обучения точны, словно расписание поездов, а роль людей ограничена. Но GameChangers - это не поездка по железной дороге, а скорее автостоп. Ответственность за «путь» тут лежит на самом человеке и на его «попутчиках».
Мы не учим, мы создаем среду для развития и пробуждаем в участниках предпринимательский подход к обучению и работе. Такая среда требует проактивности. Уже на этапе отбора кандидат узнает, что от его действий зависит многое. Также с первых дней обучения мы размываем грань между студентами, кураторами и экспертами, и вместо того, чтобы старшие учили младших, мы вместе занимаемся исследованием интересных нам глобальных областей. Вот почему один из главных инструментов в GameChangers - это английский язык. Практически вся текстовая коммуникация у нас идет именно на нем. Форматы обучения есть разные: очные семинары, домашние задания и квесты (большие групповые задания), рейтинги, экзамены, выпускные проекты, встречи с кураторами, неформальные мероприятия, совместные с партнерами открытые семинары.
В этом учебном году мы не стали делать набор на основную программу и сосредоточились на работе с выпускными проектами нынешних студентов. К зиме фокус сместится на открытые мероприятия и публикацию материалов об индустрии IT, которых за три года у нас накопилось немало, и подготовку следующего сезона».
Михаил Винк
выпускник и куратор международного направления GameChangers
«До обучения у меня было три бизнеса в области IT. Но программа дала мне возможность посмотреть на эту отрасль под другим углом. Я понял, что мне интереснее работать над масштабными задачами, а не играть в предпринимателя в своей небольшой (хоть и уютной) песочнице. Я закрыл, передал или продал все проекты, которые у меня были на тот момент, уехал путешествовать по Европе и Средней Азии на пару месяцев, а затем вернулся и пошел работать в компанию JetBrains на позицию Product Marketing Manager. Также я курирую международное направление GameChangers, работаю со студентами и планирую стратегию активности».
В подготовке текста также принимали участие Наталия Киеня и Дарья Варламова.
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
города Волгодонска
Инновационный образовательный проект
Интерактивная среда школы
как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС
2012 год
Обоснование актуальности проекта
ХХI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС), реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах.
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности.
В настоящее время система образования должна быть обращена в будущее, основная ее цель - готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы страны. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим можно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.
В настоящее время предлагаются разнообразные пути решения проблемы качества образования. Актуальным становиться компетентностный подход, специфика которого состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует больших изменений в образовании. Будучи основной и самой продолжительной ступенью образования, школа становится ключевым звеном обеспечения нового качества образования.
Таким образом, актуальность проекта определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
Анализ образовательной ситуации учреждения
Школа должна адаптировать своих учеников к жизни. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, конструктивность, креативность.
В МОУ СОШ №8 работает стабильный, творческий педагогический коллектив. Учителя способны и готовы к осуществлению инновационной деятельности. Соответствующее образование и квалификация кадров , прохождение специализированных курсов повышения квалификации педагогами – факторы, способствующие внедрению инновационного проекта в образовательный процесс.
За последние два года на курсах повышения квалификации обучились более 70% педагогов школы, из них 20,5% на курсах по использованию ИКТ и интерактивного оборудования в образовательном процессе.
Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в уровне развития и воспитанности учащихся.
В последние годы значительно активизировалось участие детей в школьных, городских, региональных, всероссийских мероприятиях различной направленности. С каждым годом увеличиваются количественные показатели банка одаренных детей.
В учреждении работают два компьютерных класса: мобильный и стационарный, создан банк программных разработок (ЦОР) и мультимедийных пособий как по предметам школьного цикла, так и по внеклассной деятельности, большинство учителей используют Интернет-ресурсы в целях улучшения качества образовательного процесса; многие из них являются участниками городских и областных конференций по использованию информационных технологий в образовательном процессе. В 2012 году школа стала участником проекта по использованию электронных журналов и дневников.
Однако, наряду с имеющимися достижениями, существует ряд проблем, в первую очередь связанных с качеством образования школьников. Внедрение инновационного проекта позволит создать единую интерактивную среду в учреждении, сформировать осознанную потребность учащихся в получении знаний, а также ключевые компетенции, активную жизненную позицию школьников, тем самым способствуя повышению качества образования.
Концептуальная идея проекта
Требования ФГОС к возможности использования информационно-коммуникационных ресурсов (дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования различных процессов и явлений, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, и пр.) определяют новый подход к ведению образовательного процесса. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современные технологии обучения.
Под интерактивной средой понимается освоение и применение интерактивных технологий обучения и воспитания учащихся через погружение в атмосферу взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Повышение качества образовательного процесса при использовании интерактивного взаимодействия обеспечивается за счёт реализации закономерности: чем выше активность ребёнка в педагогически целесообразной деятельности, тем выше эффективность педагогического процесса. При этом интерактивная среда должна охватывать все образовательное пространство школы (учебное, воспитательное, профессионально-педагогическое), обусловливать атмосферу воспитательных и профессиональных отношений. Создание такой среды – процесс и результат изменения отношения к образовательному процессу всех его участников: педагогического коллектива и администрации, учащихся и их родителей, а также открытого взаимодействия с внешней социокультурной средой.
Мы хотим сделать среду саморазвивающейся, инновационной , чтобы обеспечить качественное образование в постоянно изменяющейся социокультурной ситуации за счет опережающего развития.
Мы хотим сделать среду более открытой , чтобы использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы и обеспечить наиболее успешное развитие школьника в открытом взаимодействии (диалоге) его в окружающей среде.
Мы хотим сделать среду более технологичной , чтобы обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования, используя современные технологии.
Мы хотим сделать среду более комфортной и оптимистичной , чтобы противостоять угрозе отчуждения детей и родителей от школы и образования, чтобы создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его способностей и возможностей.
Цели проекта :
1) повышение качества образования через погружение школьника в интерактивную среду, обеспечивающую естественно активное состояние всех субъектов образовательного процесса.
2) развитие методического потенциала учреждения и расширение возможностей обучения при помощи интерактивных технологий.;
3) переход на новый технологический уровень всех информационных процессов, проходящих в образовательном учреждении.
Задачи проекта:
создание условий для успешности обучения , повышения мотивации учения , развития познавательного интереса посредством обеспечения субъектной позиции;
оптимизация образовательного процесса через приоритетное использование интерактивных технологий;
формирование единого информационного пространства школы , усиление взаимодействий всех участников образовательного процесса (учитель – ученик – родитель);
активное самораскрытие и самореализация личности в атмосфере сотворчества детей и взрослых;
организация дистанционного обучения;
сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья участников образовательного процесса;
создание положительного имиджа школы и позиционирование её на рынке образовательных услуг города, области и страны.
Подготовительный: (установочный) (2012г.)
Сравнительный анализ результатов работы за последние 3 года: уровень учебных достижений, физического и психического благополучия;
Обоснование актуальности избранной темы проекта;
Проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса;
Распределение функциональных обязанностей участников проекта, внедрение психолого-педагогических диагностик;
Ознакомление с нормативно-правовой базой, составление плана работы, подготовка материально-технического обеспечения для реализации проекта;
Разработка программы деятельности;
Изучение современной практики по данной теме.
Организационный
Формирование группы педагогов, родителей, представителей ведомственных организаций по реализации направлений проекта;
Реализация поставленных задач, проведение запланированных мероприятий, выполнение проекта;
Формирование проблемы, определение целей, задач проекта;
Определение принципов, направлений, научных и педагогических идей работы;
Определение материально-технической базы, учебно-методического обеспечения эксперимента (проекта);
Согласование проекта с научным руководителем (координатором) и Управлением образования;
Определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов.
Практический: (реализационный) (2013- 2014г.)
Фиксация исходного состояния;
Моделирование комплекса подпрограмм и проектов и их реализация, соотношения факторов, ресурсов и результатов;
Прогнозирование тенденций развития школы;
Определение форм и содержания управленческих решений;
Обсуждение промежуточных результатов и корректировка действий.
Обобщающий (презентационный) (2015г.)
Обработка и анализ промежуточных итогов реализации предполагаемым результатам эксперимента (проекта);
Обобщение и распространение опыта работы учителей;
Формирование банка данных по итогам работы;
Представление отчёта о проделанной работе по проведению эксперимента;
Проведение итоговой родительской конференции с участием представителей учреждений социума;
Информирование педагогов, родителей и учащихся о результатах реализации проекта;
Определение перспективных направлений совершенствования данного проекта.
Основные направления деятельности
Интерактивное обучение . Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению учащегося в активный процесс получения и переработки знаний.
Интерактивная обучающая среда на уроке должна способствовать:
развитию «пытливости ума», повышению мотивации учения посредством повышения роли эмоционально-ценностного и творческого компонентов деятельности, учёта индивидуальных способностей, интересов школьников;
расширению, углублению и творческому применению знаний;
развитию у школьников умения критически мыслить, решать проблемы, оперируя уже известными объемами информации и самостоятельно осваивая новые знания и способы деятельности.
технологий организации интерактивного взаимодействия;
компьютерных обучающих программ, современной компьютерной техники (в том числе мультимедийных систем, интерактивных досок и др. современного оборудования);
возможностей дистанционного обучения (для детей, временно обучающихся на дому или находящихся на семейном обучении), а также при выполнении домашних заданий;
материалов компьютерного банка дополнительной учебной информации (Интернет-ресурсов и сетевых проектов), созданного творческой группой и пополняемого как учителями, так и учениками.
Интерактивная воспитательная среда создаёт условия самораскрытия, самоутверждения личности в социально ценной деятельности, формирования активной жизненной позиции. Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие.
Интерактивная воспитательная среда должна способствовать:
развитию самостоятельности, инициативности школьников, созданию условий для самореализации личности;
развитию лидерских качеств, организаторских умений;
формированию демократического опыта взаимодействия, умению чётко представлять, обосновывать и защищать собственные идеи, делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность.
использование интерактивных технологий организации воспитательного процесса и взаимодействия в нём:
развитие самоуправления в классных коллективах; создание страницы ученического самоуправление на сайте школы;
вовлечение большего числа подростков и старшеклассников в деятельность детского общественного объединения школы;
реализация проектов ученического самоуправления;
проведение мероприятий с помощью интерактивных технологий (конференции, диспуты, деловые игры);
организацию физкультурно-оздоровительной работы.
расширение и творческое преобразование традиционных форм внеурочной работы в процессе коллективной организаторской деятельности учителей и учащихся.
Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители есть неотъемлемая часть в образовательном пространстве школы.
Решая поставленные перед школой образовательные и воспитательные задачи, находясь в изменившейся социальной реальности, педагог ищет новые подходы во взаимодействии с учащимися и родителями. Налаженный диалог с родителями должен стать одним из первых шагов в сотрудничестве семьи и школы.Интерактивная педагогика
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.
Интерактивная среда педагогического коллектива должна способствовать:
стимулированию профессионального самосовершенствования педагогов;
повышению психологической комфортности, снижению рисков профессиональных деформаций;
созданию условий для развития профессионального творчества.
вовлечение всех членов педагогического коллектива в работу творческих групп по совершенствованию образовательного процесса (разработку и проведение педагогических советов, дней мастерства, совершенствование отдельных элементов программ и, при необходимости, разработку новых программ, проектов);
активное вовлечение педагогов в совместную творческую деятельность с учащимися как условие интерактивной среды образовательного учреждения;
проведение конкурсов: «Интерактивный урок», «Лучший классный руководитель»;
участие в постоянно действующем семинаре «Применение интерактивные технологий в образовательном процессе»;
создание сайтов учителей и страниц МО.
Предполагаемая результативность проекта
формирование потребности в интеллектуальном и духовном самосовершенствовании;
повышение качества знаний, умений и навыков;
расширение опыта исследовательской деятельности, навыков учебного сотрудничества;
динамика развития творческого мышления учащихся;
снижение интеллектуальной перегрузки и психического напряжения на уроках.
гуманизация ценностных приоритетов школьников, проявление их в социально ценной деятельности, поступках и поведении;
развитие самостоятельности и инициативности, активной жизненной позиции, лидерских качеств;
сохранение и укрепление психического и физического здоровья;
обогащение опыта организации взаимодействия, товарищеских отношений.
профессиональное вдохновение, повышение интереса к профессиональной деятельности, самосовершенствованию;
повышение потребности в профессиональном творчестве, в освоении новых методик, технологий;
повышение активности участия в научно-методической, исследовательской деятельности;
профилактика профессиональных деформаций.
повышение качества образования, новые учебные достижения учащихся;
повышение качества организации образовательного процесса и управления им;
совершенствование образовательной программы;
повышение комфортности образовательной среды;
удовлетворённость родителей уровнем образовательных услуг образовательного учреждения;
благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе;
повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.
Инновационным проектом является сложная система действий, направленных на достижение определенных целей в развитии науки и техники. Они связаны между собой исполнителями мероприятий, сроками и ресурсами. Инновационной программой называют комплекс связанных между собой инновационных проектов, а также проектов, которые направлены на поддержку деятельности с данным направлением. На данный момент популярность набирают инновационные проекты в ДОУ, примеры которых вдохновляют на создание новых воспитательных программ.
Уровень научно-технической значимости
Инновационные проекты, а также технические решения и идеи, которые они реализуют, могут иметь следующие уровни научно-технической значимости:
- модернизационный (базовая технология не подвергается кардинальным изменениям);
- новаторский (конструкция нового продукта существенно отличается от прежнего);
- опережающий (конструкция создана благодаря опережающим техническим решениям);
- пионерный уровень (появляются новые технологии и материалы, которые ранее не существовали).
Уровень значимости инновационного проекта определяет сложность, масштаб, особенности продвижения результатов процесса и состав исполнителей. Это повлияет на содержание управления проектом.
Классификация инновационных проектов
Инновационные проекты можно классифицировать следующим образом:
1. По характеру целей:
- конечные;
- промежуточные.
2. По периоду реализации:
- краткосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные.
3. По потребностям, которые удовлетворяет проект. Они могут ориентироваться на создание новых или удовлетворение имеющихся потребностей.
4. По типу инноваций (создание нового или усовершенствование продукта, реорганизация структуры управления и пр.).
5. По степени принимаемых решений могут иметь такой характер:
- фирменный;
- региональный;
- отраслевой;
- международный федеральный.
6. По масштабности выполняемых задач:
- монопроекты - проекты, которые выполняются одной компанией в строгих финансовых и временных рамках, причем имеют однозначную инновационную цель;
- мультипроекты - комплексные программы, направленные на достижение сложных целей;
- мегапроекты - многоцелевые программы, которые объединяют в себе ряд мультипроетов, которые связаны одной сложнодостижимой целью.
Каждый проект проходит через определенные ступени своего развития от возникновения до своего завершения. Их совокупность образует его жизненный цикл. Его принято разделять на фазы, их - на стадии, после чего - на этапы. Они различаются в зависимости от системы организации работ и сферы деятельности.
Разработка инновационного проекта
При создании инновационные проекты проходят реализации и завершения. Стоит обратить внимание на основные этапы:
- формирование идеи;
- исследование возможностей;
- подготовка документации для заключения контракта;
- подготовка документации для оформления проекта;
- работы по реализации программы;
- мониторинг экономических показателей.
На стадии разработки уделяют внимание успешности и результативности проекта. При этом детали его существования в этот момент не слишком важны. Для них особенно важна новизна, конкурентоспособность, лицензионная защита и наличие патента. Кроме того, инновационные проекты требуют инвестирования средств, направляемых на совершенствование бизнеса.
Реализация инновационных проектов
Большинство организаций применяют внутренние и наружные источники финансирования одновременно. Внутренними источниками являются их собственные средства, которые в основном образовываются от реализации активов или являются страховыми сумами и амортизационными отчислениями. Наружные источники финансирования включают в себя привлеченные и а также финансирование из регионального или федерального бюджета.
Риски
Инновационные проекты являются программами с наиболее высоким риском для инвестиций. По этой причине их создателям стоит реально оценивать свои возможности. Самыми привлекательными для инвестиций будут программы, направленные на продвижение готовых Проекты, связанные с продвижением новых технологий, отличаются повышенным риском, так как для них намного сложнее создать маркетинговую концепцию.
Проблемы с финансирование возникают в том случае, если проект имеет незавершенную стадию поисковых исследований. При их проведении есть большая вероятность получения негативного результата.
Классификация рисков
Риски инновационного проекта являются неопределенностью, которая зависит от принятых решений, и их реализация выполняется спустя некоторое время. Частью предпринимательских решений является оценка рисков. Для их классификации целесообразно применить блочный принцип, который предусматривает распределение рисков по категориям, группам, видам и пр. Риски инновационных проектов можно классифицировать следующим образом:
- По возможности предсказуемости: предвиденные и непредвиденные.
- По наличию умышленного создания.
- По времени обнаружения.
- По месту обнаружения.
- По способу обнаружения.
- По причинам появления.
- По виновникам появления.
- По длительности действия.
- По возможности страхования.
- По методам устранения последствий.
- По этапам технологического процесса.
- По условиям производства.
- По установленным ценам.
Для оценки риска инновационного проекта требуется определить степень научно-исследовательских работ, соответствие программы рыночной стратегии компании, а также маркетинг. Классификация, оценка и изучение рисков потребуются для управления ими.
Оценка эффективности инновационного проекта
Эффективность проекта данного вида с точки зрения его участников можно определить соответствующими показателями их участия. Стоит рассмотреть ее оценку со стороны инновационного вуза, который ответственный за реализацию проекта, а также привлекает посторонних участников и дополнительное финансирование. Оценка эффективности инновационного проекта основана на таких принципах:
- применяются цены на услуги, ресурсы, товары, которые предусмотрены проектом или установлены на рынке;
- денежные потоки должны быть рассчитаны в тех же валютах, которые предусмотрены программой на оплату продукции и покупку ресурсов, после чего они будут по текущему курсу пересчитаны в рубли;
- в расчетах необходимо учитывать прибыль от финансовой и инвестиционной деятельности, а также применять схему финансирования проекта;
- необходимо учитывать вклады в дополнительные фонды и доходы, полученные от них.
В процессе расчета показателей эффективности участия компании, стоит принимать во внимание денежные средства, независимо от того, являются ли они собственными или заемными. Платежи по займам будут называться оттоками, а заемные средства - притоками.
проекта с учетом рисков эффективности
Стоит рассмотреть разработку инновационного проекта с учетом оценки его эффективности. В качестве образца можно взять пример проекта ООО «ЭкоЗдрав». Компания осуществляет свою деятельность в г. Красноярск. Проект направлен на изготовление и сбыт безреагентных и безкартриджных установок, которые предназначены для очистки питьевой и сточных вод. На данный момент они не имеют аналогов.
Предварительные исследования рынка показали, что потребность в данных установках достаточно велика. Согласно подсчетам, она составляет 25 000 штук, что является всего десятой частью возможных покупателей. Опираясь на данную информацию, компания планирует выпустить установки в количестве 10 тыс. штук в год, что будет вполне обоснованным.
Для оценки эффективности необходимо найти чистый приведенный доход (NPV) с помощью цен и суммы средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Применяется следующая формула:
WACC=(E/K)*y+(D/K)*b*(1-t),
где E - собственный капитала, D - размер заемного капитала, K -сумма инвестированного капитала, y - предпологаемая доходность собственного капитала, b - предполагаемая доходность заемного капитала, t - ставка налога на прибыль.
Для данной компании показатель составит:
WACC=(188/2000)*0.72+(1812/2000)*0.28*(1-0.2)=0.270624
Если взять уровень инфляции в 7%, который был установлен на момент разработки проекта, можно получить дисконтирующий множитель в 0,340624.
По плану объемы прибыли составят 448060 руб. в первый год, 3229925 руб. - во второй, и 3919425 руб. - в третий. С их учетом необходимо рассчитать показатели, на основании которых будет оценена эффективность инновационного проекта.
Чистый приведенный доход, рассчитанный на ближайшие три года(NPV):
NPV1 = 448060/1.340624- 2000000 = - 1665782.5
NPV2 = 448060/1.340624+ 3229925/(1.340624)^2 - 2000000= 131343.21
Индекс рентабельности вложений (PI):
PI = (448060/1.340624+ 3229925/〖(1.340624)〗^2)/2000000 = 2131343,21/2000000 = 1.0656
Внутренняя норма рентабельности (IRR):
IRR = r_1+NPV(r_1)/(NPV(r_1)- NPV(r_2)) (r_2-r_1)
Стоимостью капитала r1 берется 20%.
Тогда IRR = 0.3+255859,8/(255859,8- 131343,21) (0.340624-0.3)=0.383475
Можно сделать вывод, что рассчитанная норма рентабельности превышает значение стоимости капитала. Таким образом, реализация данного инновационного проекта будет целесообразной.
Инновационные проекты в бизнесе
На сегодняшний день инновационные проекты в бизнесе успешно завоевывают мировой рынок. Это объясняется тем, что современному потребителю не так просто понравиться. Если компания будет повторять своих конкурентов, она со временем утратит свою популярность. По этой причине любой бизнес нуждается в нововведениях. Лучше всего, если это будут действительно инновационные проекты, а не обновление старых технологий, товаров или услуг.
Активно видоизменяется благодаря развитию научно-технической сферы. С данной точки зрения, бизнес требует к себе внимания. Кроме того, инновации должны признаваться обществом. Если им не будет принят разработанный инновационный проект, пример которого был продемонстрирован потребителям, он не принесет никакой выгоды.
Польза инноваций в бизнесе
Стоит отметить, что инновации в бизнесе требуют существенных интеллектуальных, финансовых и трудовых затрат. К тому же вкладываться придется не только в проект, но и в сотрудников компании. Инновации в предпринимательской деятельности могут быть техническими, управленческими, административными, экономическими и организационными.
Среди основных инновационных проектов данного рода можно назвать компьютеризацию. Они помогают создавать базы банных, проводить выполнение расчетов с помощью Интернета, использование компьютерных программ для работы и рассылки электронных писем. Кроме того, предприниматель сможет создать коммерческий сайт или интернет-магазин.
Таким образом, проекты данного рода в бизнесе позволяют усовершенствовать процедуру развития, предоставления услуг, продажи и пр. К тому же процесс будет существенно упрощен и займет меньше времени. Это означает, что бизнес будет иметь большую рентабельность.
Инновационные проекты в школе
Перед родителями нередко встает вопрос о том, куда отдать ребенка, в обычную школу, гимназию и лицей. Большинство из них определяются быстро, но понятие «инновационная школа» для них редко знакомо. Несмотря на это, все современные образовательные учреждения можно назвать таковыми. Это обусловлено тем, что большинство учебных планов составляется с учетом инноваций.
Совсем не обязательно отдавать ребенка в инновационную школу, ведь и в традиционном заведении реализуется инновационный педагогический проект. Но все же в них будет сделан акцент на формирование способности детей к самостоятельному приобретению знаний.
Использование инновационных технологий в школе позволяет индивидуально подобрать программу обучения для каждого ребенка, что положительно сказывается на его возможностях. К тому же у детей будет больше рвения к учебе, так как их можно будет заинтересовать. Что же такое инновационный проект в школе? Пример - применение в процессе образования различных программ. С их помощью можно положительно повлиять на получение и усвоение знаний.
Инновационный проект: пример
Дабы окончательно разобраться в том, что представляет собой инновационный проект, стоит рассмотреть конкретный пример. Компания Electrolux Design Lab проводила в 2013 году студенческий конкурс в Китае. На нем выпускник института анимации Квинг Цзи представил свой проект, который был направлен на улучшение сна человека. Им была разработана клеточная подушка в виде зеленной массы. Она способна обеспечить не только оптимальный отдых, но и защиту от вредных бактерий. В данном случае инновационный проект, пример которого представлен, предусматривает изобретение совершенно новой и сложной технологии.
В состав подушки вошли клетки алоэ, которые поглощают угарный газ и выделяют кислород. По этой причине, люди, которые на ней спят, не имеют проблем с дыханием. Клетки алоэ способны устранить любые вредоносные бактерии вокруг себя. Данный инновационный проект, пример которого был описан, стал успешным, но при желании создать что-то новое, можно подготовить программу не столь сложную. Она может содержать обновление уже существующей технологии.
До 15 мая включительно продолжается прием заявок на , который проводят ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.
В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.
Так, в этом году Дальневосточный федеральный университет ввел новую номинацию - «Образовательные технологии, сжимающие пространство и время». «Мы удалены от столицы на шесть тысяч километров и на семь часовых поясов, поэтому нас интересуют технологии одновременного присутствия пользователей в образовательном пространстве, технологии управления распределенными в пространстве командами учебных проектов, технологии дистанционного выявления талантов», - говорит проректор университета Дмитрий Земцов. Победитель в этой номинации получит заказ на внедрение своего решения в ДВФУ на сумму до 350 тыс. рублей.
В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.
В апреле 2017 года на Карте лидеров инноваций в образовании , подготовленной Центром содействия инновациям в образовании «СОЛь» на основе интервью с экспертами, было отмечено порядка двадцати лидеров проектов, участвовавших в КИвО в разные годы. Те, чья деятельность связана с инновациями в образовании, кто планирует участвовать в КИвО, наверняка смогут учесть их опыт в собственном профессиональном развитии. Вот некоторые из этих проектов.
«Образ жизни» (победитель КИвО-2014)
Интенсивные программы социализации, рассчитанные преимущественно на старшеклассников, - каникулярные лагеря в городе и за его пределами, обучение, работа над идеями. В основе проекта - идея, что люди выбирают не профессию, а образ жизни, поэтому им нужна среда для жизненных экспериментов. По оценке автора проекта Дианы Колесниковой, КИвО «был первой позитивной обратной связью на то, что я делаю».
Школа цифрового творчества «Кодабра»
Курсы для обучения детей созданию собственных компьютерных игр, мобильных приложений и интерактивной анимации. На занятиях дети работают в командах, распределяя между собой роли, проводят мозговые штурмы, придумывают идеи для проектов, помогают друг другу осуществлять задуманное. Есть формат, когда дети занимаются вместе с родителями. Один из лозунгов школы - «Хватит играть, давай создавать!»
«Москва глазами инженера» (победитель КИвО-2015)
Экскурсии, лекции и детские мастер-классы о памятниках архитектуры, о том, как устроен город с точки зрения инженера. Дети обучаются навыкам проектной работы и инженерному образу мышления. С 2014 года проект занимает верхние строчки в рейтинге TripAdvisor среди развлекательных компаний Москвы. Будущим участникам КИвО автор проекта Айрат Багаутдинов советует не делать акцент на попытке добиться победы, а максимально воспользоваться средой конкурса, чтобы найти партнера или инвестора.
«Учитель для России»
Российская версия американской программы «Teach For All», которая реализуется в десятках стран, включая Великобританию, Индию и Китай. Из числа лучших выпускников вузов, прежде всего непедагогических, отбирают тех, кто готов в течение двух лет поработать учителем в школах, расположенных в «глубинке». Программа предусматривает обучение будущих учителей и дополнительное материальное поощрение.
Краудсорс-проект EduNet «Образование будущего»
Открытое сообщество людей, заинтересованных в обновлении системы образования и создании комплекса образовательных ресурсов: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа, конгломерата образовательных проектов и методик. В саморегулирующемся сетевом пространстве взаимодействуют заказчики, создатели и потребители образовательных услуг.